Портрет. Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Cлайд 2
Творческое наследие Виктора Михайловича Васнецова интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты; орнаментальное искусство - и портретная живопись - таков творческий диапазон художника.
Cлайд 3
Автопортрет. 1868. Дом – музей Васнецова
Cлайд 4
Автопортрет 1873г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. „Автопортрет"... 1873 год. Давно написан этот холст. Автору двадцать пять лет. Всмотритесь в репродукцию. Строго, немного грустно глядит на нас молодой человек. Русые волосы обрамляют худощавое лицо. Резко обозначились желваки у острых скул. Впалые щеки бледны. Но это не означает немощь или вялость. Нет. Молодой вятич силен. Это ему сказал Савва Мамонтов: „Если бы ты не был художником, из тебя бы вышел славный молотобоец".
Cлайд 5
В портретах Виктора Михайловича Васнецова есть что-то вдумчивое; особенно поражает передача внутреннего мира в глазах … Образам Васнецова как мужским, так и женским присущи строгость и своеобразная самодостаточность, особенный, сдержанный лиризм. Васнецов никогда не писал заказных портретов, но лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью.
Cлайд 6
В.М. Васнецов Портрет отца М.В. Васнецова. 1870 г.
Cлайд 7
Портрет художника Максимова В. М., 1874 Портрет художника Куинджи А. И., 1869
Cлайд 8
В. М.Васнецов. Портрет брата, художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. ГТГ
Cлайд 9
Васнецов В.М. Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883г. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри"
Cлайд 10
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Cлайд 11
Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых - "В костюме скомороха" (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие.
Cлайд 12
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника 1878г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова
Cлайд 13
В костюме скомороха. 1883г. Портрет Даши, горничной в доме Мамонтовых
Cлайд 14
Портрет Бориса Васнецова, сына художника 1889г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Cлайд 15
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника 1897г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Cлайд 16
Портрет Владимира Васнецова, сына художника 1899г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова
Cлайд 17
Портрет Т.В.Васнецовой 1901г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова
Cлайд 18
Портрет Елены Адриановны Праховой (1871-1948). 1894
Cлайд 19
Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1885 В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника.
Cлайд 20
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Cлайд 21
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Этюд для фигуры Елены Прекрасной в картине "Иван Царевич на Сером Волке»
Cлайд 22
В Абрамцеве были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.
Cлайд 23
«Не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!» В. М. Васнецов. Аленушка (этюд) 1881г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Cлайд 24
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло, Вятский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых Портрет Веры Саввишны Мамонтовой 1896г, холст, масло, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Московская область
Cлайд 25
Алёнушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.