Код презентации скопируйте его
Творческое наследие Виктора Михайловича Васнецова интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты; орнаментальное искусство - и портретная живопись - таков творческий диапазон художника.
Автопортрет 1873г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. „Автопортрет"... 1873 год. Давно написан этот холст. Автору двадцать пять лет. Всмотритесь в репродукцию. Строго, немного грустно глядит на нас молодой человек. Русые волосы обрамляют худощавое лицо. Резко обозначились желваки у острых скул. Впалые щеки бледны. Но это не означает немощь или вялость. Нет. Молодой вятич силен. Это ему сказал Савва Мамонтов: „Если бы ты не был художником, из тебя бы вышел славный молотобоец".
В портретах Виктора Михайловича Васнецова есть что-то вдумчивое; особенно поражает передача внутреннего мира в глазах … Образам Васнецова как мужским, так и женским присущи строгость и своеобразная самодостаточность, особенный, сдержанный лиризм. Васнецов никогда не писал заказных портретов, но лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью.
Васнецов В.М. Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883г. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри"
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых - "В костюме скомороха" (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие.
Портрет Бориса Васнецова, сына художника 1889г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника 1897г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1885 В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника.
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Этюд для фигуры Елены Прекрасной в картине "Иван Царевич на Сером Волке»
В Абрамцеве были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.
«Не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!» В. М. Васнецов. Аленушка (этюд) 1881г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло, Вятский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых Портрет Веры Саввишны Мамонтовой 1896г, холст, масло, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Московская область
Алёнушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg1.html http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html http://www.emc.komi.com/03/03/016.htm http://mirizo.ru/izo/izo_2/izo_90.html http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art2.php http://www.glinskie.ru/common/galery.php?num=7 http://www.fotodelo.ru/archive/asp/qa.asp-noparma=ziwk&infoGid=1500.4.htm http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_v/biogr_vasnec1.htm http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr2.html Источники информации: