Икона (греч.) – образ Иконоборчество (726 – 843гг.) Иоанн Дамаскин (ок. 675 – 753гг.) Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображённого из-за слабости нашего понимания. Иоанн Дамаскин
Cлайд 3
Иконостас 1 ярус – Местный чин 2 ярус – Деисусный чин 3 ярус – Праздничный чин 4 ярус – Пророческий чин 5 ярус – Праотеческий чин Голгофа 1-3 XIV-XV вв. 4 XVI в. 5 XVII в. 6-7 конец XVII в.
Cлайд 4
Ряды иконостаса
Cлайд 5
Характерные особенности икон Фронтальность изображения Строгая симметричность по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери Подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала Сияющий нимб вокруг головы Пристальный суровый взор увеличенных глаз Статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя Декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность Символичность цвета: золотой и пурпурный – царственность, синий – божественность, зелёный – юность и бодрость, белый – чистота и невинность
Cлайд 6
Пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: удлинняются фигура, пальцы рук и ноги, сужаются плечи. Всё тело скрыто складками одежды «Уплощение», игнорирование линейной перспективы Прямая перспектива Отсутствие фона – пейзажа Регламентировался круг сюжетов За образцы были приняты первоявленные иконы
Cлайд 7
Сергий и Вакх IV в. Государственный музей западного и восточного искусства, Киев
Cлайд 8
Икона Владимирской Божией Матери. Константинополь. ХII в.
Cлайд 9
Спас Нерукотворный Первая половина ХII в.
Cлайд 10
Типы икон Богородицы Оранта Елеуса (Умиление) Одигитрия Агиосоритисса Правосла вная иконогра фия Богома тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья)
Cлайд 11
Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года
Cлайд 12
Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век
Cлайд 13
Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год
Cлайд 14
Мастерская Андрея Рублёва Иконографический тип Агиосоритисса Деисусный чин Успенский Собор Владимир