ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XIX – XX в.в. Выполнила: ученица 8 «В» класса Литвинова Алена
Cлайд 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ: символизм модернизм натурализм импрессионизм романтизм реализм
Cлайд 3
СИМВОЛИЗМ (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».
Cлайд 4
СТИЛЬ: В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений .
Cлайд 5
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИМВОЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ: во Франции — Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Артюра Рембо, Сен-Поль Ру ; в Норвегии — Генрих Ибсен (в период позднего творчеcтва);
Cлайд 6
СИМВОЛИЗМ Генрик Ибсен –норвежский драматург. Создатель новой социально-психологической драмы.
Cлайд 7
МОДЕРНИЗМ итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний» — основанное на философии искусственного и подконтрольного изменения социальной среды и социальных отношений. Модернизм был одним из главных цивилизационных направлений первой половины XX века.
Cлайд 8
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ Экспериментальность, вычурность, диктат авторского видения. Модернизм был одним из главных направлений первой половины XX века. ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОДЕРНИЗМА: архитектор Ле Корбюзье, писатель Джеймс Джойс, композитор Арнольд Шёнберг.
Cлайд 9
НАТУРАЛИЗМ Во второй половине XIX - начала XX вв. стал натурализм (франц. naturalisme, от лат. natura - природа) как художественный метод, т.е., как способ воссоздания действительности. Натурализм давал о себе знать и в прежние литературные эпохи; ученые, в частности, говорят о "барочном натурализме", натурализме позднего средневековья и т.п.
Cлайд 10
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ НАТУРАЛИЗМА К числу писателей, на чье творчество сильное влияние оказал натурализм, относят во Франции Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Ж.-К. Гюисманса, в Бельгии - К. Лемонье, в Германии - А.Хольца и Г. Гауптмана, в Англии -Дж. Элиота, Дж. Гиссинга, в США - Ф. Норриса, С. Крейна, X. Гарленда.
Cлайд 11
НАТУРАЛИЗМ Герхардт Гауптман – немецкий драматург Эдуард Мане «Эмиль Золя» 1868 г.
Cлайд 12
ИМПРЕССИОНИЗМ от франц.( impression - впечатление) берет свое начало во французской живописи. Крупнейшими художниками - импрессионистами, чье творчество приходится в основном на 1860 - 1890-е гг., были Э. Мане, Э. Дега, К. Писсаро, Э. Буден, О. Ренуар, Ф. Базиль, А. Сислей, Жорж Сёра, Ван Гог, Иоль Гоген, И.Э.Грабарь.
Cлайд 13
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ Основные признаки живописного импрессионизма - светоносность (или эффект пленэрности) (франц. plein air- открытый воздух), акцентирование беспрестанных изменений, "переходных" состояний природы, фиксация впечатлений и ощущений, обогащение цветовой палитры разнообразными оттенками.
Cлайд 14
ИМПРЕССИОНИЗМ Эдуард Мане «Завтрак» 1863 г. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». 1897 г.
Cлайд 15
ИМПРЕССИОНИЗМ Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже». 1898 г. Огуст Ренуар «Качели» 1876 г.
Cлайд 16
ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ: Французской - П. Вчшен, братья Гонкуры, Ж.-К. Гюисманс, австрийской - Р.М. Рильке, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер, английской - О. Уайльд.
Cлайд 17
РОМАНТИЗМ Романтизм- новое направление в театре и музыке. Последователи: Композиторы- Франц Шуберт, Роберт Шуман, Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди. Драматурги- Виктор Гюго, Людвиг Тик.
Cлайд 18
КОМПОЗИТОРЫ Франц Шуберт – Австрия Роберт Шуман - Германия
Cлайд 19
Ференц Лист Венгрия Гектор Берлиоз Франция
Cлайд 20
Реализм Понятие «реализм»(от латинского realis-вещественный)-обозначает стремление к более полному,глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях. Представители реализма: Г.Курбе, У.Тёрнер, Ф.Гойи.
Cлайд 21
РЕАЛИЗМ Гюстав Курбе Камиль Коро «Автопортрет» «Порыв ветра» 1850 г. 1870 г.
Cлайд 22
ЗНАЧЕНИЕ ЭПОХИ: общепризнано, что вторая половина XIX - начало XX вв. - поистине эпоха больших перемен в искусстве, качественно новый этап культурного развития человечества. Об этом времени можно сказать строками из стихотворения М. Волошина "Четверть века":
Cлайд 23
М. Волошин "Четверть века": Было... все было... так полно, так много... Больше, чем сердце может вместить: И золотые ковчеги религий, И сумасшедшие тромбы идей... ... Все упоение ритма и слова, Весь Апокалипсис туч и зарниц, Пламя горячки и трепет озноба От надвигающихся катастроф. Я был свидетелем сдвигов сознанья, Геологических оползней душ...
Cлайд 24
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПОХИ Человек, которому суждено было жить в это время, оказался участником невиданных быстрых радикальных перемен. Наряду с чувством безопасности и оптимизмом нарастало "ощущение постепенной утраты традиционной нравственности под влиянием естественных наук и быстро распространяющегося материализма». В неизмеримо большей степени это характерно было для Европы, которая во всех сферах общественной жизни испытывала подлинный кризис.