Культура как система ценностей и норм Компоненты культуры
Cлайд 2
Три значения понятия «культура»: определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерства культуры, ССУЗы, ВУЗы, готовящие специалистов по культуре, журналы, клубы, театры, музеи и т.д., распространяющие духовные ценности); совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (русская культура, культура молодежи и т.д.);
Cлайд 3
Значения понятия «культура» отражение высокого уровня качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанного, «культура рабочего места» в значении убранного функционального пространства).
Cлайд 4
Культура (от лат. culture — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Cлайд 5
Культура свойственна любой форме человеческого существования, это обязательный атрибута всякого общества. 2 части структуры культуры: 1.культурная статика (описание К. в состоянии покоя) – внутреннее строение К., ее базис 2.культурная динамика (в движении) – механизмы трансформации К..
Cлайд 6
Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры.
Cлайд 7
Черты культуры Универсальные черты К. присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ: коллективная жизнь, распределение пищи и построение семьи; Общие черты культуры присущи ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными.
Cлайд 8
Черты культуры причины регионального сходства: А) некоторые народы обмениваются между собой культурными достижениями; Б) общие этнические предки; В) одинаковые, но независимые друг от друга культурные изобретения, сделанные одновременно у разных народов.
Cлайд 9
Два вида элементов культуры: 1. Материальные – это физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом). Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют ценность для группы или общества. 2. Нематериальные (духовные) элементы культуры – это правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Cлайд 10
О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но древней — только по материальным. Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.
Cлайд 11
Ценности – это: Общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они – основа нравственных принципов (например, заповеди христианской морали: ценность жизни – «не убий», уважение к родителям «чти отца своего и мать свою» и т.д.). Разные К. отдают предпочтение разным ценностям (аскетизму, героизму на поле боя, художественному творчеству).
Cлайд 12
Ценности отражают связь между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта. Ценности объективны по своему содержанию, но включают в себя субъективную интерпретацию, оценку в свете интересов общества, группы, личности. Различают: общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры. Материальные и духовные ценности.
Cлайд 13
Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями К. Социокультурные нормы – стандарты поведения. Признак социальной нормы - ее императивность (повелительность). Норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Позитивные санкции (денежное вознаграждение, наделение властью, престижем). Негативные санкции (штраф, выговор). Санкции обретают законность на основе норм.
Cлайд 14
Привычки – установившиеся стереотипы поведения в определенных ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружения. Привычки приобретаются стихийно, манеры – воспитываются.
Cлайд 15
Комплекс культурных манер составляет этикет Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной К.
Cлайд 16
Культурные обычаи присущи широким массам. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения (0.основан на коллективных привычках). Обычаи – неписанные правила поведения в обществе. Если привычки и обычаи передаются от поколения к поколению – они трансформируются в традиции.
Cлайд 17
Традиции – это: Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. В качестве традиции выступают ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды.
Cлайд 18
Ритуал – разновидность традиции Ритуал – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.
Cлайд 19
Формы К.
Cлайд 20
Агенты культуры: большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Институты культуры - организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно-воспитательные комплексы, стадионы).
Cлайд 21
Основные функции культуры: 1.Защитная функция - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств — человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе природы. 2. Креативная функция- преобразование и освоение мира.
Cлайд 22
Основные функции культуры: 3. Коммуникативная функция - передача информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение групп людей, народов, использование технических средств связи. 4. Сигнификативная - функция определения значений и ценностей. Любое естественное явление, вовлеченное в культурный оборот, получает свое наименование.
Cлайд 23
Основные функции культуры: 5.Нормативная функция – отвечает за создание норм, стандартов, правил поведения людей. 6.Релаксационная функция Релаксация - искусство физического и психического расслабления, разрядки. Стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, ритуалы.
Cлайд 24
Отрасли культуры: Экономическая культура – К. производства, К.распределения, К. обмена, К. потребления, К. управления, К. труда. Политическая культура - определяется господствующим политическим режимом власти. Показатели уровня развития политической культуры в обществе — наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным нормам и степень их реализации и защиты.
Cлайд 25
Отрасли культуры: Профессиональная культура - совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Педагогическая культура - вся система исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению.