ПРОГРАММА художественно – эстетического развития детей "Мировая художественная культура для детей старшего дошкольного возраста" Составитель: Фирсова Елена Борисовна, музыкальный руководитель ГДОУ ЦРР детский сад № 81 Томск 2008
Cлайд 2
Искусство – вид духовного освоения действительности Искусство – это сама жизнь, которая является объединяющим фактором разных видов искусства. Искусство – важное средство формирования нравственных и личностных качеств человека его духовного мира Искусство формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает творческое воображение.
Cлайд 3
Актуальность В настоящее время в современных концепциях гуманизации дошкольного образования признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Cлайд 4
Результаты исследования Критерий опроса Результат Любят ли родители слушать классическую музыку вместе с детьми 16,6 % 2. Предпочитают современную музыку 79,9 % 3. Не любят и не понимают классическую музыку 3,5 % Критерий опроса Результат Посещают ли родители вместе с детьми выставки художественного музея и театральные постановки 20,3 % 2. Предпочитают просмотр телевизора и компьютерные игры 79,7 %
Cлайд 5
Особенности психологического облика детей старшего дошкольного возраста разрозненный неорганизованный опыт общения с искусством; преобладание роли зрелищно–событийных ощущений по отношению к слуху; склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение); потребность к смене эмоциональных состояний; склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с персонажами произведений искусства); регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Cлайд 6
МХК - как комплексное освоение видов искусства Музыка Литература Живопись
Cлайд 7
Изменения и дополнения в Программе "Музыкальные шедевры" "Мировая художественная культура для детей старшего дошкольного возраста " Темы между собой разрознены. Отсутствует чёткая логическая связь между ними. Одностороннее изучение искусства (только со стороны музыки). Другие виды искусства (литература, живопись) представлены эпизодически и служат только средством для более углубленного знакомства с музыкой. Не предполагается участие родителей детей в данной программе. Изменена последовательность тем и их названия. Темы объединены в разделы. Восстановлена логическая связь между темами разделов и темами внутри разделов. Все три вида искусства выступают в тесном единстве и на равных правах между собой. Тема "Музыкальные инструменты и игрушки" значительно расширена (см. раздел "О чём говорит искусство", "Что такое язык искусства" (тембр). Разработана новая тема раздела "Что такое язык искусства", где дети более глубоко знакомятся со средствами музыкальной и художественной выразительности. Определена роль родителей, как активных участников Программы.
Cлайд 8
Цель Основной целью Программы является формирование основ художественно-эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста как части всей их духовной культуры.
Cлайд 9
Задачи приобщать детей к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоционально-эстетические переживания; развивать целостное миропонимание, эмоциональную и чувственную сферы ребёнка, образное и ассоциативное мышление; создавать условия для живого, эмоционального общения детей с произведениями искусства.
Cлайд 10
Принципы Программы Принцип тематизма. Принцип систематичности и последовательности. Принцип интеграции и "синкретизма". Принцип дифференциации и индивидуализации (вариативности). Принцип креативности (организации творческой деятельности).
Cлайд 11
Методы Программы Метод создания художественного контекста. Метод размышления об искусстве в разных формах общения с ним. Метод перспективы и ретроспективы.
Cлайд 12
Структура Программы Раздел 1. Основные жанры музыкального и изобразительного искусства . Раздел 2. О чём говорит искусство.
Cлайд 13
Раздел 3. "Музыкальная живопись" сказок, притч и былин. Раздел 4. Что такое " язык " искусства.
Cлайд 14
Работа с родителями: анкетирование родителей по тематике Программы ; выступление на родительском собрании по основным разделам Программы; выступление родителей на занятиях по Программе (обмен впечатлениями и опытом); совместное создание фонотеки и видеотеки; создание сборника песен для детей с музыкальным приложением фонограмм для домашнего прослушивания и исполнения; совместное посещение художественного музея, музея деревянного зодчества, организация экскурсии (знакомство с памятниками архитектуры), выездные выставки и др.
Cлайд 15
Предполагаемые результаты реализации Программы В результате систематического посещения занятий по данной Программе у детей должны сформироваться следующие представления: о музыки, живописи, литературе, как отдельных видах искусства; об эмоционально-чувственном и о художественно-образном содержании искусства; о своеобразии «языка» высказывания каждого вида искусства.
Cлайд 16
Условия реализации Программы Реализация программы «Мировая художественная культура для детей старшего дошкольного возраста» рассчитана на год. Занятия по данной Программе объединены в четыре раздела, основное содержание которых раскрыто в названиях тем. В середине и конце изучения каждого раздела проводится фронтальное интегрированное занятие, которое помогает педагогу подвести итог работы с детьми по данной теме. Занятия проходят один раз в неделю по 25-30 минут во второй половине дня. Наполняемость групп от 15 до 20 детей. Так же в работе с детьми используется наглядный материал (репродукции с картин, малые скульптуры и т.д.), подбор фонотеки с записью классической музыки, фонограмм для хорового и вокального исполнения детей по тематике Программы, словарь терминов, конспекты интегрированных занятий.
Cлайд 17
Музыка, литература, живопись - мир искусства в трёх видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизируют фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е., формируют универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всём многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития человека.