Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово «античный» происходит от латинского «антиквус», что в переводе на русский означает «древний». Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
Cлайд 4
Объединяет искусство рабовладельческих государств Средиземноморья и Передней Азии (Древняя Греция и эллинистические государства, Древний Рим) в период с I тыс. до н. э. по первую половину I тыс. н.
Cлайд 5
Характерные черты античной культуры Античная культура Средиземноморья - величайшее творение человечества. Античная эпоха – «детство человечества», памятники которого до сих пор оказывают огромное художественное воздействие
Cлайд 6
«греческое чудо» Г. Шлиман «быстро облетающая роза» Гегель «символ благополучного существования» И.Тэн. Э.Ренар «античеловечный, кровавый процесс становления новой европейской цивилизации» А.Бонар
Cлайд 7
Составляющие потоки жителей островов Средиземноморья, древняя минойская, эгейская культура, опыт жителей Крита, Микен, Тиринфа, изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура Киклад, золотые и бронзовые изделия Древнее искусство Египта и Месопотамии (композиционные и технические приемы, образы восточной мифологии) Культура дорийцев (искусство геометрического стиля)
Cлайд 8
«Человек – мера всех вещей» др. философ Протагон
Cлайд 9
Все было осязаемо и близко - Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек был мерой всех вещей. М. Волошин об античном искусстве
Cлайд 10
Греция - не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-экономическом плане
Cлайд 11
Однако, античная культура – определенная ЦЕЛОСТНОСТЬ
Cлайд 12
Космологичность Космос – абсолют. Космос – не только мир. Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу, упорядоченностью и красотой
Cлайд 13
Храм в Селинунте. Сицилия 6 век до н.э.
Cлайд 14
Красота Эстетическая категория, пронизывающая всю античную культуру
Cлайд 15
Кора 6 век до н.э.
Cлайд 16
Мера Эстетическая категория, получившая развитие в культуре. Исходный принцип существования чего-то определенного. «Меру во всем соблюдай» Гесидор «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» Демокрит «Ничего слишком!» надпись н фронтоне Дельфийского храма Аполлона
Cлайд 17
Мраморная лошадь 490 г. до н.э.
Cлайд 18
Гармония Основная черта бытия Наивысшее выражение гармонии в искусстве, но обазцом является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества
Cлайд 19
«Базилика» в Пестуме сер. 6 в. до н.э.
Cлайд 20
Античная культура – тип европейской рациональной культуры «гармония – отношение величин, которым свойственно движение и положение» Аристотель Наличие канона, определяющего идеальные пропорции гармоничной фигуры человека Теоретик пропорций Поликлет, скульптор, автор труда «Канон»
Cлайд 21
Поликлет Дорифор 5 век до н.э Статуя иллюстрирующая теорию служила долгое время образцом для художников.
Cлайд 22
Идеал гражданина греческого полиса – калокогатия прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек, объединяет красоту безупречного тела и внутреннее, нравственное совершенство.
Cлайд 23
Антропоцентризм Космологизм предполагал антропоцентризм, соотношение человека и космоса, природных объектов с человеческим телом
Cлайд 24
Пифагор Регийский Мальчик вынимающий занозу 480 г. до н.э.
Cлайд 25
Культ тела Идеализируемые боги представляются в образе человека Красота, сила необходимы были для военных целей Человеческое тело – мерило всех форм греческой культуры (риторика, особенно архитектура и скульптура)
Cлайд 26
Агесандр из Антиохии Афродита Милосская 2 в. до н.э.
Cлайд 27
Раненый воин с восточного фронтона храма Афины Афаи
Cлайд 28
Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины –физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего украшения Храм Посейдона в Пестуме 5 в. до н.э.
Cлайд 29
Стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Акрополь в Афинах. Фрагмент ионической колонны в Пропилеях
Cлайд 30
Навершие коринфской колонны. Создана «в подражание девичьей грации» Витрувий
Cлайд 31
Состязательность Черта античной культуры, которая характеризует все сферы жизни Безличность греческой культуры (Фидий, изобразивший себя на щите статуи Афины Промахос) Античный агон (борьба) Олимпийские игры в честь Зевса, Пифийские игры в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские игры в честь Посейдона.
Cлайд 32
Греческий атлет, приписывается Критию 480 г. до н.э.
Cлайд 33
Мирон Дискобол мраморная римская копия 480 г. до н.э.
Cлайд 34
Поликлет Диадумен 5 в. до н.э.
Cлайд 35
Диалектика Праздничность
Cлайд 36
Фрагменты рельефа Парфенона 5 в. до н.э.
Cлайд 37
Рельеф. Фрагмент фриза Мидиец и перс
Cлайд 38
Рельеф Гермес ведет в танце дочерей Кекропа 480 г. до н.э.
Cлайд 39
Основные этапы развития эллинской художественной культуры Крито-микенский или эгейский период (III – II тыс. до н.э.) Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.) Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) -доклассический период Классический период (480 – 323 гг. до н.э.) Культура эллинизма Древнеримская культура
Cлайд 40
Крито-микенский или эгейский период Расцвет мастеров Крита Рост творческой активности ахейских племен на Балканском полуострове Архитектура, скульптура, керамика
Cлайд 41
Кносский дворец сер. 2 тыс. до н.э.
Cлайд 42
Богиня со змеями из Кносса в высоком головном уборе сер. 2 тыс. до н.э. Богиня со змеями из Кносса сер. 2 тыс. до н.э.
Cлайд 43
Изображение акробатических игр с быком из Кносса сер. 2 тыс. до н.э. Девушка, участница торжественной процессии сер. 2 тыс. до н.э.
Cлайд 44
Рельефные фигурки животных из Кносса сер. 2 тыс. до н.э.
Cлайд 45
Ритон с морскими звездами из Закро сер. 2 тыс. до н.э. Ваза из Закро сер. 2 тыс. до н.э.
Cлайд 46
Статуя богини с головками мака в прическе 1400-1200 г.
Cлайд 47
Топор-молот. Найден во время раскопок Трои Г.Шлиманом
Cлайд 48
Кубки с рельефными изображениями укрощения быков
Cлайд 49
Арфист.Кикладский идол, мрамор около 3 в до н.э.
Cлайд 50
Гомеровский период Знаменитый эпос Распространение керамики и мелкой пластики геометрического стиля
Cлайд 51
Архаическая эпоха Бурное развитие искусства
Cлайд 52
Фрагмент рельефа фриза Парфенона 5 в до н.э.
Cлайд 53
Кора в пеплосе 530 г. До н.э.
Cлайд 54
Крылатый сфинкс, скульптура с акрополя, сер 6 века
Cлайд 55
Курос 7-6 век до н.э.
Cлайд 56
Краснофигурная вазопись
Cлайд 57
Мосхофор(статуя эвпатрида)
Cлайд 58
Классический период Ранняя классика - перв. пол. V века до н.э. Высокая классика – третья четверть V века до н.э. Поздняя классика - IV век до н.э.
Cлайд 59
Калликрат,храм Ники Аптерос
Cлайд 60
Мраморная стела с изображением Афины 460 г до н.э.
Cлайд 61
Мирон-Афина и Марсий 5 в до н.э.
Cлайд 62
Парфенон (храм Афины Парфенос) на вершине Акрополя 5 в
Эллинизм Широкое распространение культуры эллинизма среди народов бассейна Средиземного моря
Cлайд 68
Агесандр, Полидор и Афинодор-Лaокоон. Около 25 г. до н.
Cлайд 69
Пракситель-Афродита Книдская. Между 370 и 340 гг. до н.э
Cлайд 70
Афина-мраморная копия 2 в. н.э. хризоэлефантинной статуи
Cлайд 71
Лисипп-Отдыхающий Гермес.4 в. до н.э.
Cлайд 72
Афина и Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Ок
Cлайд 73
Литература Алпатов М.В. Всеобщая история искусств Т.1-3. Античная скульптура из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. Альбом – М.,1987 Бонар А. Греческая цивилизация От Антигоны до Сократа. М.,1992 Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции - М., 1972 Власов В.Г. Стили в искусстве Т.1-3 – СПб., 1995-97 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1 От древнейших времен до XVI века - М., 1969 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990 Легенды и мифы Древней Греции Лосев А.Ф. истоки античной эстетики. М., 1963-88 Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1970 Словарь античности – М., 1989. Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. – М., 1996 http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех