Литература как искусство слова Разработала: учитель русского языка и литературы Балабина Людмила Ивановна МОУ СОШ № 130, г.Омск (Урок литературы в 5 классе)
Cлайд 2
Основная цель данного урока: дать представление о литературе как искусстве слова. Цели: Познакомить учащихся с тем, что означает слово «литература». Наглядно продемонстрировать, в чем специфика литературы как вида искусства.
Cлайд 3
ПОВТОРЕНИЕ Что такое фольклор и каковы его основные жанры?
Cлайд 4
Фольклор – это устное народное творчество. Жанры: сказки, поговорки, пословицы, загадки, былины, скороговорки, песни, считалки, частушки.
Cлайд 5
Сказочные персонажи
Cлайд 6
Сказочные персонажи
Cлайд 7
Былинный герой
Cлайд 8
Художественная литература Это вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова. В центре литературы стоит изображение человека.
Cлайд 9
Сказочные персонажи
Cлайд 10
«ЛИТЕРАТУРА» - Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.
Cлайд 11
ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Cлайд 12
Какое настроение передаёт в своих картинах И.И. Левитан? «Октябрь», 1891 «Золотая осень», 1895 Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.)
Cлайд 13
И.И.Левитан «Золотая осень»
Cлайд 14
«Времена года» фортепианный цикл, состоящий из 12 характерных картин (1875-1876 г.г.) Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» Петр Ильич Чайковский (1840-1893 г.г.) Что вы видите и чувствуете, слушая музыку П.И. Чайковского?
Cлайд 15
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. ( 1825 ) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (1857) Какие пейзажи возникают в вашем воображении при чтении стихов А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева? Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 г.г.) Федор Иванович Тютчев (1803-1873 г.г.)
Cлайд 16
Какими средствами пользуются художник, композитор и поэт, чтобы создать картину осенней природы?
Cлайд 17
Средства искусства Искусство слова музыки живописи Сравнение Звуки Краски Эпитет Метафора олицетворение
Cлайд 18
С помощью цвета красок создает картину осенней природы. С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа. Рисует картину осенней природы словами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Чайковского, и краски картины Левитана.
Cлайд 19
Подведение итога урока: Литература – это … (Вывод записать в тетрадь)
Cлайд 20
Это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.
Cлайд 21
Литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. «Искусство есть воспроизведение действительности, повторённый, как бы вновь созданный мир» В.Г.Белинский.
Cлайд 22
Домашнее задание Выучить записанное определение «литература». Составить портрет героя на основе описания внешности (нарисовать словесный портрет), например подготовить портрет Проши. Выписать слова стр. 8.
Cлайд 23
Источники материалов: Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя/ Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). http://isaak-levitan.ru http://feb-web.ru http://www.tchaikov.ru/vremena.html http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/ http://www.stihi-rus.ru/1/Tyutchev/
Cлайд 24
http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех