Презентация к уроку по мировой художественной культуре. История возникновения православного храма.
Cлайд 2
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – АПСИДА – С ВОСТОЧНОЙ. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. Около 490 г. Равенна. Центральный неф хорошо освещен окнами в верхней части стены. Стройные ряды колонн как бы ведут посетителя в глубину пространства к апсиде.
Cлайд 3
Церковь Сан-Витале в Равенне. 546 – 548 гг. В ПЛАНЕ – ВОСЬМИУГОЛЬНИК, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО НА ВОСЬМИ СТОЛБАХ ПОКОИТСЯ КУПОЛ. ТЯЖЕСТЬ КУПОЛА ЛОЖИТЬСЯ НА СТЕНЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОБВОДНОЙ ГАЛЕРЕЕЙ. ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Cлайд 4
Храм Святой Софии 532-537 гг. Архитекторы Анфимий и Исидор. В храме Святой Софии выражены две идеи. Первая- могущество христианства, воплощенная в огромном, непринужденно разворачивающемся пространстве, контрасте светлых и темных мест. Вторая - зависимость церкви от государства -проступает в декоре храма, схожем с парадными залами императорского дворца.
Cлайд 5
Тип храма- купольная базилика. Наиболее вместительный и приспособленный к церковной обрядовости. В плане близкая к квадрату. В середине главный неф перекрыт куполом (31,5 м), каркас его состоит из 40 арок. Сферические паруса передают распор купола к квадрату на подпружные арки и 4 столба, укрепленные снаружи контрфорсами.
Cлайд 6
.В таком храме купол помещается на цилиндрический барабан, который в центре здания опирается на четыре столба и на четыре крестообразно расходящихся цилиндрических свода. В плане внутреннее пространство делится столбами на три нефа. Ячейки в подкупольном пространстве составляют архитектурный крест. С 9 века в византийской архитектуре появляется новый тип – крестово-купольный храм, получивший дальнейшее развитие в архитектуре Древней Руси. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию К.-к. х. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения.
Cлайд 7
Увеличение крестово-купольных храмов в длину происходит за счет прибавления с западной стороны пары столбов. В больших городских соборах увеличивают и число нефов. Именно по такой схеме строится при Ярославе Мудром самый древний из дошедших до нас соборов – собор Святой Софии в Киеве. Софийский собор. Киев. х1 век. реконструкция Современный вид
Cлайд 8
Презентация по теме «История возникновения православного храма». Автор: Лучщева Т.А. Учитель мировой художественной культуры, Г. Санкт-Петербург.