Код презентации скопируйте его
Особенности древнеегипетского канона Автор: Куприна Евгения Владимировна учитель МХК и истории изобразительного искусства МОУ школы № 124 г.о. Самара Изобразительное искусство Древнего Египта.
Книгой о жизни фараонов и вельмож, о знаменитых событиях в стране были рисунки, стенные росписи и рельефы, в которых использовались и иероглифы.
Творцы произведений искусства пользовались в Египте большим почетом. Скульптору в Древнем Египте давалось имя «санх», что означает «дарующий бессмертие».
Для всего изобразительного искусства Древнего Египта характерны: торжественная монументальность строгое спокойствие статичность симметрия каноничность
До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил. Строгие законы для создателей произведений искусства были выработаны в эпоху Древнего царства и назывались они канон.
Основные принципы египетского канона: Единство изображений и иероглифов. Размещение сюжетов горизонтальными поясами. Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них. Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
При создании канона египетские художники использовали систему разделения фигуры на части. Единицей измерения служит длина среднего пальца руки. 19 равных частей приходится на фигуру и 2 1/4 – на традиционный головной убор.
Кисти рук изображены таким образом, что нельзя определить, какая рука изображена – правая или левая
Если требовалось изобразить многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой. Причем фигуры переднего плана помещались внизу, а дальние располагались наверху. Иногда эти ряды отделялись горизонтальными линиями.
Стоящие друг за другом фигуры распределялись так: тщательно прорисовывалась передняя фигура, а около нее дорисовывался контур следующих.
Более всех подчинялись канону, как в жизни, так и в искусстве, фараоны. Стоящий фараон изображается так: левая нога всегда выдвинута вперед, руки плотно прижаты к телу, голова прямо, взгляд устремлен вперед. Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим. Второй вариант изображения фараона – в сидящем положении: тело напряжено, колени сомкнуты, руки на коленях, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Египетские писцы изображаются иначе: Обычно в позе «лотоса», со скрещенными ногами, табличкой на коленях для папируса, в руках – письменные принадлежности. Взгляд обращен вперед, глаза широко раскрыты, как будто писец прислушивается к словам, доносящимся из потустороннего мира.
Египетский мастер изображал мир, стремясь передать его истинный облик, а не то, каким он видится человеческому глазу в момент восприятия.
Как можно охарактеризовать изображения? Все рисунки египетских мастеров были: линейными, плоскими, без объема, без перспективы, без светотени
Символическое применение цвета: Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.
Символическое применение цвета: Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости. Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов. Синий – цвет лазури; символ волос божеств. Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.
Источники материалов: Электронное издание: Том 28. Искусство Древнего Египта (использованы иллюстрации с диска) Год выпуска: 2004 Формат: CD-ROM 1500 стр. ISBN: 5-94865-032-4 Издательство: Директ-Медиа http://www.directmedia.ru/ Печатные издания: Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М. : Дет. лит., 1986. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д. Любимов – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. Вёрман К.«История искусства» в 2-х частях, М.: «Издательство АСТ», 2000 г. Ресурсы: http://egypt.alphaline.ru/info/cult/ http://www.bibliotekar.ru/ccEgypt.htm http://forum.eka-net.ru/showthread.php?t=5455&page=5 http://www.countries.ru/library/ancient/egsculpt.htm http://www.uadream.com/tourism/Africa/Egypt/element.php?ID=21532
Канон – это свод общепринятых правил для изображения. Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий. Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.