СОКРОВИЩНИЦА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ гимназии № 19 г. Липецка Юшкова Т.А.
Cлайд 2
И.Н. Крамской Портрет П. М. Третьякова, 1876 г. Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. Третьяков был широко образованным и эрудированным человеком, принадлежал к прогрессивным кругам русской интеллигенции. Первоначально он собирал гравюры иностранных художников и картины старых голландских мастеров. С 1856 года Павел Михайлович сосредоточил свой интерес на произведениях русской школы.
Cлайд 3
Н. Шильдер Искушение. 1850 - 1856 г.г. Первое произведение, приобретенное П. М. Третьяковым в 1956 году была картина художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы.
Cлайд 4
Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому. Автопортрет, 1882 г. О. А. Кипренский (1782 – 1836г.г.) Портрет поэта А. С. Пушкина, 1827 г. Портрет Д. Н. Хвостовой, 1814 г.
Cлайд 5
Посещая антикварные магазины, П. М. Третьяков скупал картины художников предшествующих эпох. Таким образом, составилась превосходная коллекция полотен мастеров XVIII века. К. П. Брюллов Автопортрет, 1848 г. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1839-1849 г.г.
Cлайд 6
К. П. Брюллов Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840 г. К. П. Брюллов Всадница, 1839 г.
Cлайд 7
В.В. Пукирев Неравный брак. 1862г. Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Княжна Тараканова" (1864) К.Д. Флавицкого. Третьяков писал в своем завещании 1860 года: "[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".
Cлайд 8
В.А. Серов Портрет И. И. Левитана, 1895 г. Левитан Твой ясный март сам просится в стихи: Снег стал синее в это утро сразу, Светлее ветки серые ольхи И солнце так блестит, что больно глазу… …И туча в стих вползает с высоты, Свидетельница вечного покоя, Две-три могилы, черные кресты, Поникшие печально над травою… Весь этот мир сам просится в мой стих, Мир, полный солнца, воздуха, Прекрасных Осенних рощ, деревьев золотых,- Поэзии, а не бессильных красок. Э. Межелайтис
Cлайд 9
И. И. Левитан Осень в Сокольниках, 1880 г. И. И. Левитан Над вечным покоем, 1894 г.
Cлайд 10
И. И. Левитан Март, 1895 г. И. И. Левитан Весна – большая вода, 1897 г. В последний год жизни М.П. Третьякова Галерея пополнилась пейзажами И.И. Левитана.
Cлайд 11
В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М.Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи. Троица, 20-е годы XV в. Андрей Рублёв (около 1360 – около 1430 г.г.) Архангел Михаил, 1420-е г. Апостол Павел, 1420-е, г.
Cлайд 12
Спас в силах, 1500г. Святой митрополит Алексий, с житием, конец XV в. Дионисий (около 1440 – около 1505 г.г.)
Cлайд 13
Русское портретное искусство XVIII - XIX веков Она давно прошла- И нет уже тех глаз И той улыбки нет, Что молча выражали Страданье – тень любви, И мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Я. Полонский В. Л. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной, рожденной Толстой, 1797 г.
Cлайд 14
В.А. Тропинин Кружевница, 1823 г. И.П.Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784 г.
Cлайд 15
И. И. Шишкин (1832 – 1898 г.г.) И. Н. Крамской Портрет художника И.И. Шишкина, 1873 г. Рожь, 1878 г.
Cлайд 16
Дождь в дубовом лесу, 1891 г. Цветы на опушке леса, 1893 г. Полдень. В окрестностях Москвы, 1869 г.
Cлайд 17
Пейзажная живопись XIX века А. О. Куинджи (1841 – 1910 г.г.) Березовая роща, 1879 г. Днепр утром, 1881 г.
Cлайд 18
И. К. Айвазовский (1817–1900 г.г.) Вид Леандровой башни в Константинополе, 1848 г. Лунная ночь на Босфоре, 1894 г. Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 г.
Cлайд 19
Репин Илья Ефимович (1844–1930) Живопись нашу также трудно представить себе без Репина, как русскую литературу – без Л. Толстого, как русскую музыку – без П. Чайковского. Его искусство было подвигом всей его жизни, оно было необходимо ему как дыхание – с детского возраста до конца его долголетней жизни. Портрет композитора М.П.Мусоргского, 1881г. Осенний букет. Портрет В.И. Репиной, дочери художника, 1892г.
Cлайд 20
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г. Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 г. Картины И. Е. Репина волнуют зрителя, рождают у него новые мысли и чувства. Перед ним проходит огромная книга русской жизни, перелистывая ее страницы, зритель наглядно знакомится с историей русского народа, рассказанной мастером живописи мощным языком искусства.
Cлайд 21
Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были "Богатыри" В.М. Васнецова. Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день. В. М. Васнецов Богатыри, 1881 – 1898 г.г.
Cлайд 22
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики". С этого момента музей стал называться Государственная Третьяковская галерея. Директором был назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же 1918 году был создан Государственный музейный фонд. И.Э. Грабарь (1871 – 1960 г.г.) Мартовский снег, 1904 г.
Cлайд 23
Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля. М. Врубель (1856 – 1910 г.г.) Царевна – Лебедь, 1900 г. Принцесса Греза, 1896 г.
Cлайд 24
Натюрморты XX века П.П.Кончаловский. Сирень, 1933 г. И. И. Машков Натюрморт. Ананасы и бананы, 1938 г. П. В. Кузнецов Утро, 1913 г.
Cлайд 25
А. А. Иванов 1806 – 1858 г.г. Явление Христа народу, 1837–1857 г.г. В 1925 году галерее были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского Публичного и Румянцевского музеев. Это были коллекции известных собирателей – М.М. Львовой, А.П. Бахрушина, С.А. Щербатова и К.Т. Солдатенкова. Только через семь лет Галерея обрела из того же источника «Явление Христа народу» А.А. Иванова вместе с этюдами и эскизами. Тогда-то для этой картины и был построен специальный зал.
Cлайд 26
"Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу". П. М. Третьяков.