Древние архитектурные сооружения как часть материальной культуры дают обширную информацию тем, кто неравнодушен к истории нашего необычного края. Насколько сложнее было бы понять жизненный уклад средневековых городов без осмотра узеньких кривых улочек, выложенных брусчаткой и освещенных причудливыми фонарями, небольших рыночных площадей, высоких по тем временам домов под красной черепичной крышей! И, конечно, трудно представить историю Восточной Пруссии без орденских замков.
Cлайд 3
Калининград – это, по сути, огромный музей под открытым небом, где сохранились каменные мостовые Кенигсберга и трехэтажные домики немецкой архитектуры. Здесь можно прогуляться по старинным мостам и увидеть главный Кафедральный собор Восточной Пруссии.
Cлайд 4
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В городе сохранены многие уникальные архитектурные памятники. Старейшим из них является посвященный Св. Адальберту и Деве Марии Кафедральный собор, строительство которого началось еще в 14 в. на остове Кнайпхоф и продолжалось около 50 лет. Алтарная часть собора долгое время служила местом захоронения правителей Пруссии из династии Гогенцоллернов. Собор сильно пострадал в 1944, только в 1991 после долгих реставрационных работ здесь состоялась первая послевоенная служба. У стен Кафедрального собора похоронен великий немецкий философ И. Кант.
Cлайд 5
Форт № 1 «Штайн» Oдин из наиболее крупных фортов - памятник архитектуры Оборонительное сооружение внешнего крепостного кольца Кенигсберга Форт № 1 «Штайн», построенный в 1875-1879 гг. Несмотря на то, что в советские годы в холодных подземных казематах размещалась овощная база, сейчас форт находится в прекрасном состоянии. Ведь с 1994 года в офицерской комнате живет семья, которая с помощью немногочисленных волонтеров – жителей города вычистила помещения и поддерживает памятник архитектуры в порядке. «Они взяли на себя то, что обязано было сделать государство» См.также
Cлайд 6
Стилевые особенности архитектуры Кенигсберга в ХIII-ХХ вв. Архитектура Кенигсберга развивалась в течение столетий в русле художественных стилей, характерных для южного побережья Балтики. Средневековую «кирпичную готику» в XVI в. сменил ренессанс в его североевропейской версии, вошедшей в историю под названием маньеризма, который наблюдается при переходе от Средневековья к Новому времени в региональных школах заальпийских стран. Архитектура города последовательно переживает стадии барокко и классицизма в их голландском варианте в XVII - начале XVIII в.; вторая половина XVIII в. проходит уже под знаком французских влияний. Историзм XIX века в Кенигсберге проявляется в его общеевропейском варианте, к его образцам относится, например, новое здание кенигсбергского университета, построенное по проекту Ф. Штюлера в стиле неоренессанс. Сооружения эпохи модерна сосредоточены в основном за пределами центра города, в районе вилл (Амалиенау, совр. улица Кутузова). В XX в. архитектура города следовала также наиболее распространенным европейским образцам - стилю Баухауз 1920-х гг. и генеральным замыслам перестройки городской среды периода тоталитарного правления (градостроительный проект 1938 г.). См. также
Cлайд 7
«Замок Инстербург» В черте города расположены два замка тевтонского периода, что делает Черняховск уникальным городом Российской Федерации. «Замок Инстербург» – памятник федерального значения. Основан в 1336 году по приказу великого магистра Тевтонского ордена Дитриха фон Альтенбургского. Построенная крепость сначала была деревянным сооружением и только в 1380 году она стала каменной. Она служила форпостом ордена для борьбы с Литвой. Пережила несколько пожаров, но как феникс возрождалась из пепла и становилась более мощной. Восточный форпост неоднократно посещался знатными гостями (можно упомянуть графа Дерби – будущего короля Англии Генриха IV (1390), шведскую королеву Марию-Элеонору – принцессу Бранденбургскую, вдову шведского короля Густава Адольфа (1643), польского короля Чарторыжского (1704) и т.д.). После секуляризации ордена замок был превращен в резиденцию Главного Управления округа Инстербург. До конца Второй Мировой войны в цитадели замка располагался музей краеведения Инстербургского Общества древностей.
Cлайд 8
Замок Георгенбург самый сохранившийся замок во всей Калининградской области. Построен он был в 1337 году на высоком берегу реки Инстер в двух километрах от поселения Шпарге (позднее Инстербург - Черняховск) для Замланского епископа, и был его собственностью до секуляризации земель. В 1350 году выполнен из камня в форме квадрата по приказу магистра Тевтонского ордена Винриха фон Книпрод. На этом месте когда-то стояла прусская крепость Гарзовен, с 1264 года принадлежавшая рыцарю Ордена Хартману фон Грумбах. С 1525 года, во время перехода Тевтонского ордена в Герцогство Пруссия, замок становиться собственностью первого герцога Пруссии Альбрехта Гогенцоллерна, маркграфа Бранденбургского. После чумы 1709 года, Фридрих Вильгельм передал замок в государственную собственность. После войны 1812 года замок был куплен выходцами из Шотландии Симпсонами, которые основали конный завод. В 1899 году замок и имение купило Прусское государство за три миллиона марок. С тех пор конный завод знаменит далеко за пределами нашего региона.
Cлайд 9
Католический костел им. Святого Бруно. Прямо на центральную улицу Ленина выходит своим западным фасадом костел, построенный в подражание средневековым готическим соборам в самом начале нашего столетия - Католический костел им. Святого Бруно. Архитектор костела Фридрих Хайтман - один из самых знаменитых архитекторов Восточной Пруссии. Строился костел с 1902 по 1904 год. Внутренний вид его выдержан в строгом готическом стиле. Особого внимания заслуживают витражи (сохранились два фрагмента). Две картины из кирхи художника Иоханнеса Олеша, “Путь на Голгофу” и “Приговор Иисуса к смерти Понтием Пилатом”, известны во всем мире.
Cлайд 10
Альт-Россгартенская кирха лютеранская кирха в кёнигсбергском районе Россгартен. Первоначальное здание построено в 1623, новое — в 1692. После Второй Мировой войны постепенно разбиралась. Окончательно разобрана в 1968 году. К началу XVII века в Россгартене назрела необходимость в строительстве своей кирхи. И в 1623 году было построено первое здание. Но уже 5 июня 1651 года на месте старой кирхи была заложена новая, строительство продолжалось до 1692 года. Здание долгое время не имело башни; она была построена только в 1693 году и состояла из 6 этажей. Алтарь изготовлен в 1677 году, исповедальня и купель для крещения сделаны в 1692 году, кованная церковная дверь установлена в 1712 году. Кирха имела 3 колокола, один из которых сделан в 1694. Внутри стоял великолепный орган работы итальянского мастера Адама Каспарини, выполненный в смешении стилей барокко и рококо. В кирхе был похоронен Генрих фон Валленродт, известный благодаря собранной им Валленродтской библиотеке, хранившейся в Кафедральном соборе. В 1925 году интерьер кирки дополнился установленными по обе стороны от входа обелисками в память о погиб ших в Первой мировой войне, в 1932 году кирха подверглась реставрационным работам. В ходе Второй Мировой войны здание подверглось сильным разрушениям, но оставалось пригодным для восстановления. Известен факт ее хозяйственного использования в послевоенные годы. В начале 60-х представляла собой лишь коробку из вполне сохранившихся стен. Притвор и ризница были разобраны. Башня сохранилась до 5 этажа. Затем она была разобрана до 3 этажа, а в 1968 остов кирхи был окончательно уничтожен. Местоположение В настоящее время на месте здания кирхи находится супермаркет "Виктория" около трамвайных путей по маршрутам №5 и №8 на пересечении улиц 9 апреля, Боткина и Нерчинской.
Cлайд 11
Альтшта дтская Ки рха евангелическая кирха Кёнигсберга, построенная в 1845 году (старое здание 1264 года было снесено в 1828). Немецкое название (нем. Altstädtische Kirche) было дано по географическому расположению кирхи в одном из трёх первых городов Кёнигсберга - Альтштадте. Церковь в Альтштадте была разрушена в 1825-1828 годы и вновь построена по проекту Шинкеля теперь уже на углу Почтовой улицы и Трагхаймер Кирхенштрассе. Она стояла примерно на том же самом месте, что и сегодняшний магазин "Ромашка". Церковь была известна необычным изяществом и причудливостью форм, слыла одной из самых замечательных церквей Восточной Пруссии. Была повреждена в ночь с 27 на 28 августа английской авиацией. После налета внутри все было завалено щебнем и обломками. Ангелы, обрамлявшие орган валялись на полу. После советского штурма был пробит купол и разрушена часть стен, рухнули своды. После войны кирха постепенно разбиралась и в середине 50-х при «выпрямлении» Штайндамма (современное название - Ленинский проспект) была окончательно уничтожена. Частично улица пролегла по месту, где стояла кирха.
Cлайд 12
Кирха Понарт евангелическая кирха Кёнигсберга, построенная в 1897 году, немецкое название нем. Ponarth Kirche было дано из-за расположения кирхи в одном из самых старейших пригородов Кёнигсберга — Понарте. Кирха была построена благодаря усилиям председателя евангелической общины района Понарт Роберта Хофмана, директора пивзавода «Понарт» Шиффердекера и семьи Груббер, а также жителей Понарта и государственной субсидии. Кирха была освящена 23 июля 1897 года. Первый церковный орган в христианский храм перевезли из городской синагоги. Инструмент простоял до 1929 года, а затем был заменён новым, имеющим 278 регистров, работы известной ганноверской фирмы «Фуртвенглер и Хаммер» (предприятие успешно работает и сейчас). Сводов, ровно как и плоского потолка в церкви не было, и находясь в нефе, можно было видеть деревянные конструкции крыши. Незначительные повреждения кирхи во время апрельского штурма в 1945 году не помешали продолжить вести в ней церковные службы остававшихся немецких жителей. После их выселения кирха использовалась сначала под склад, а затем в ней действовал спортивный зал «Шторм». Передача кирхи Русской Православной Церкви состоялась в 1991. Здание было отреставрировано и 21 сентября 1992 года церковь была освящена как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Cлайд 13
Кирха памяти королевы Луизы историческое здание в Калининграде, одна из достопримечательностей города. В прошлом — лютеранская церковь, ныне в здании кирхи расположен Калининградский областной театр кукол. Адрес — проспект Победы 1 (на территории Центрального парка). Кирха строилась в память о королеве Пруссии Луизе (1776—1810). Автор проекта — архитектор Фридрих Хайтманн. Церковь была построена в 1899—1901 годах. С южной стороны к церкви были пристроены дом священника и домик для конфирмирующихся, по стилю похожие на саму церковь (не сохранились). Здание церкви было повреждено в ходе войны и долгое время простояло в руинах без применения. В шестидесятых годах планировался её снос, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переобрудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году. Внешний облик востановленого здания большей частью соотвествует её предвоенному виду, в то время как интерьер был полностью изменён, чтобы лучше соответствовать новой функции здания. Остатки сводов были снесены, а помещение церкви было разделено на два этажа современными перекрытиями. Первый этаж используется как выставочный зал, на втором размещён зал для представлений.