Чиркунова Алла Александровна - учитель технологии высшей квалификационной категории Уршельской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области
Cлайд 2
Культура одежды является наиболее индивидуальной материальной культурой народа. В одежде находит отражение и его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души, окружающего мира.
Cлайд 3
На протяжении всей своей истории люди создавали одежду, и каждый, живущий на земле человек, внес вклад в этот многовековой процесс.
Cлайд 4
участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок) Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении
Cлайд 5
Особое значение придавалось головному убору, в котором воплощались идеи неба, солнца, мирового древа жизни, устремленного к небу, птиц.
Cлайд 6
Эта устремленность к небу отражалась даже в названиях: «кокошник» от «кокош» (петух), «кика» «кичка», сорока.
Cлайд 7
От головного убора до груди спускались подвески-рясна, имитирующие струи дождя, небесной влаги.
Cлайд 8
Основу мирского костюма составляла рубаха Рубаха происходит от слова «руб», что означало на языке предков кусок, обрывок ткани.
Cлайд 9
Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем.
Cлайд 10
Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. Украшением чаще всего служила вышивка.
Cлайд 11
Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков.
Cлайд 12
В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.
Основными частями женского костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Cлайд 15
Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине переда, отделанным узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц.
Cлайд 16
Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу, род юбки из трех кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.
Cлайд 17
Самой декоративной деталью костюма был передник (запон, занавеска). Он выполнялся из холста и украшался узорным ткачеством, вышивкой, лентами, бахромой, оборками.
Cлайд 18
Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую мехом.
Cлайд 19
В холодное время года носили полушубки из самых различных материалов: парчи, бархата, сукна, шерсти. В разных губерниях эта одежда отличалась кроем и имела множество разных названий - шушпан, шушун, насов, сукман, коротай, шугай, епанечка.
Cлайд 20
Из дорогих шелков, бархата и меха шили «шубки».
Cлайд 21
Зипун - распашная одежда полу - прилегающего силуэта, расширенного книзу, с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.
Cлайд 22
В мужских костюмах северных, центральных и восточных губерний основными частями были рубаха, порты и кафтан; в южных - рубаха, шаровары, свита.
Cлайд 23
Специфически русской одеждой была шуба. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или лисьем меху. Длинные почти до пола рукава имели спереди до локтя прорез для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлага были меховые.
Cлайд 24
Одеждой знати был так же охабень. Это была неширокая длинная одежда, которую спереди застегивали встык на петлицы.
Cлайд 25
Ко времени царствования Алексея Михайловича русский костюм достиг наибольшего расцвета разнообразием форм, богатством, красочностью отделки.
Cлайд 26
Особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки в русской одежде и позволяющий создавать неповторимые шедевры.
Cлайд 27
Реформы, начатые Петром I, оставили национальный костюм только для крестьянства. Аристократия, служилые люди и горожане отныне должны были одеваться в одежду, рожденную в Европе.
Cлайд 28
Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей. Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой к вороту. Популярный сегодня прямой свободный силуэт был так же заимствован из рубахи. Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, так же не случайно называется рубашечной. Поэтому по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.