Архитектура Готика______ МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г. Го тика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика». В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).
Cлайд 2
Го тика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. Го тика
Cлайд 3
Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Cлайд 4
Готический собор – образ мира
Cлайд 5
Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.
Cлайд 6
« Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия.» Марсель Пруст В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Остроумный ход Пруста (в его замечательной книге «Памяти убитых церквей») – предложить читателю представить себе, что собор давно умер, а теперь делаются попытки возродить его (речь идет не о здании, а об истинной его религиозной жизни) – это лишь литературный прием ярче продемонстрировать, что собор никогда не умирал. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается. Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским - А. М.), - всегда некая модель мира. Например, Шартрский или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти даже снаружи. Для того чтобы по-настоящему находиться там, надо охватить собор сознанием как некий огромный город. И, действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, в первую очередь решения проблемы сводов. Гениальное решение было найдено посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно – новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетия
Cлайд 7
Поперечный разрез готического собора первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.
Cлайд 8
Схема кладки каркаса готического свода Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.
Cлайд 9
Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях.
Cлайд 10
Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. — внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Нартекс/
Cлайд 11
Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.
Cлайд 12
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Cлайд 13
Скульптура Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора, с его знаменитым «Благословляющим Христом» на колонне простенка, воспетым множеством поколений как «Le Beau Dieu» (Прекрасный Бог). Собор в Амьене. Христос-благословляющий (Прекрасный Бог). (Ротенберг. Искусство готической эпохи. Илл 71 )
Cлайд 14
Cлайд 15
Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира. Портал Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора.
Cлайд 16
На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Портал Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.
Cлайд 17
Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. art-otkrytie.narod.ru art-otkrytie.narod.ru
Cлайд 18
Витражи Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира.
Cлайд 19
Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект.
Cлайд 20
Cлайд 21
Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс
Cлайд 22
Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс
Cлайд 23
Собор настолько выше всего окружающего, что главная масса его рисуется на фоне проходящих мимо облаков и в такие минуты точно движется. Самый высокий собор во Франции - величественный памятник зрелой готики королевской власти и могущества. В Реймсе короновались французские короли. Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс В период зрелой готики отмечается дальнейшее развитие каркасной конструкции. Это хорошо видно в Реймском соборе.
Cлайд 24
Витраж Роза над порталом собора
Cлайд 25
Собор в Шартре, Франция Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид
Cлайд 26
Витраж Богоматерь с младенцем. Собор в Шартре, Франция
Cлайд 27
Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен Это истинный шедевр готической архитектуры 13 века. Мог вместить всё население Амьена 10000 человек. За основу проекта был взят Шартрский собор. Строительство началось одновременно с Реймским собором.
Cлайд 28
Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен На фасаде выделяются 3 портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни несимметричны: северная выше южной. На центральном портале сохранилась скульптура Христа, попирающего льва и химеру - символы смерти. Скульптурные украшения трех порталов посвящены трем темам: 1. Страшному суду; 2. Деве Марии; 3. св. Фирмину - 1-му епископу города. Стены храма лишены убрансва, их опоясывает только рельефная гирлянда.
Cлайд 29
Внутри храма находится колоннада высотой 18 м, что создает впечатление простора свободного пространства. Сохранились деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в 16 в. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета, изображено 4500 фигур. Окна-розы выполнены в виде 8-липесткового цветка шиповника высотой - 12 м. Самая светлая частью собора -алтарь, освещенный высокими стрельчатыми окнами. Длина собора - 145 м, ширина - 59м. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен Собор в Амьене. Первый камень заложен в 1220 г. Робертом Арну де ля Пьер де Люзаршем, который его строил.
Cлайд 30
Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв. Кафедральный собор в Милане (итал. Duomo di Milano) — символический монумент, который находится в административном центре региона Ломбардии и посвящен Санта Марии Нашенте. Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный… Он третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3 400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г., утвердил Наполеон в 1805 г. На том месте, где стали возводить Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора. Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне де’Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году — после того как его торжественно открыл святой Карл Борромео. В 1769 году появился 104-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше «нарушителя» — небоскреба «Пирелли» — установлена точная масштабная копия статуи Мадонны). «Каменный лес» из 135 мраморных игл, устремленных в небо и передающих настроение готической архитектуры — это создание чистейшего XIX века. Над алтарем собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезен с распятья Христа. Главная достопримечательность внутри собора и в сердце каждого жителя города — золотая статуя покровительницы Милана («La Madonnina»). Вид с крыши здания — самый впечатляющий в городе. (На крышу собора можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды). К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан Джакомо Медичи (1563 г.), деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель. Ошеломляет статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьем содрали кожу. Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV в. — самыми древними в этой базилике. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа — 92 м, высота шпиля 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек.
Cлайд 31
Самый большой по площади (длина 158 м, ширина 93 м, вмещает до 40 тыс. человек) Самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м) Единственный мраморный готический собор в мире. Над его алтарем находится одна из ценнейших христианских реликвий: гвоздь от распятия Спасителя. Собор украшен 2245 статуями, среди которых 3-метровая статуя Мадонны из бронзы с позолотой — здесь верят в то, что Дева Мария избавила женщин города от бесплодия. По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» — и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет. Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.
Cлайд 32
Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века Шедевр ранней французской готики. Первый камень в основание нового здания заложил римский папа Александр III.
Cлайд 33
В храм ведут три входа-портала, обрамленных уходящими в глубину арками, над ними находятся ниши со статуями библейских царей и французских королей. Это было самое большое здание того времени - 5 нефная базилика вмещала 9000 человек. Красивейшая часть собора - западный фасад, где находится окно-роза, сделан в 1220 г. Высота собора 35 м, длина - 130 м. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века
Cлайд 34
Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века
Cлайд 35
Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага Именно в расцвет готического искусства чешским королем становится германский император Карл IV (1347-1378). Он поощрял науки, искусство, основал Университет в столице Чехии городе Праге. При нем город фактически был отстроен заново. В то время в городе работал архитектор Пётр Парлеж (1330-1399), который принял участие в создании грандиозного собора Святого Вита (1344-1929) в Пражском Граде (Кремле).
Cлайд 36
Собор Святого Вита – выдающееся произведение не только чешской, но и западно-европейской архитектуры. Он является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии: здесь погребены чешские короли, хранятся коронационные регалии чешского государства. Фасады собора украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Каменные фигуры химер украшают водостоки Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага
Cлайд 37
Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель
Cлайд 38
Кёльнский собор. Германия, Кёльн На протяжении шести веков жителей Кельна объединяла одна цель — построить Кельнский собор. В Кельне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Cлайд 39
Кёльнский собор. Германия, Кёльн Строительство длилось до 16 в. Здание представляет собой 5-нефную базилику, с планом в виде латинского креста, украшен множеством арок, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Башни западного фасада, высотой 157 м., увенчаны ажурными шпилями из кованого железа. В годы 2-й мировой войны был поврежден бомбардировкой, однако уже в 1948 г. открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ. Собор имеет в длину 144 м., в ширину - 54 м.
Cлайд 40
Самый большой колокол Самый большой действующий колокол Западной Европы («Петер», 24 тонны, отлит в 1923 году) Кроме гигантских колоколов собор отличается единством стиля, исключительным для больших готических соборов: ведь они строились веками. Но архитекторы Кельнского собора с истинно немецкой пунктуальностью придерживались первоначального плана. В соборе хранится одна из самых драгоценных реликвий христианства — рака святых волхвов. Мощи волхвов подарил кельнскому правителю Рональду фон Расселю император Фридрих I Барбаросса в благодарность за помощь при взятии Милана. Саркофаг для них из серебра, золота и драгоценных камней изготавливался в течение 10 лет. Кёльнский собор. Германия, Кёльн Кельнский собор знаменит колоколами: до появления «Петера» первое место принадлежало 11-тонному колоколу «Претиоза», отлитому в 1448 году и находившемуся там же.
Cлайд 41
Легенда гласит… Одна из версий создания Кельнского собора — храма культуры искусства и религии — такова: архитектор никак не мог придумать чертеж будущего собора. Однажды к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертеж. А все это должно было произойти после первых петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но это подслушала его жена и придумала, как уберечь душу своего мужа и заполучить чертеж здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха, тем самым сумев сохранить душу мужа, а он, в свою очередь, получил заветный чертеж. http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?lang=rus&id=32945
Cлайд 42
Сокровища искусства в Кельнском соборе
Cлайд 43
Церковь Девы Марии. Польша, Краков Самый большой готический алтарь (высота 13 м, ширина 11 м) Из-за позолоченного липового алтаря мастера Фейта Штоса чуть не перессорились лидеры Третьего рейха. Во время Второй мировой войны захватчики вывезли драгоценный алтарь из Кракова и спрятали, но в 1946 году главный польский памятник готического искусства был обнаружен и возвращен на место.
Cлайд 44
С церковью связано множество легенд. По самой известной, сигнальщик, стоявший на башне, увидел приближающееся войско Батыя и затрубил, но тут в горло ему вонзилась татарская стрела. В память об этом каждый час с башни трубят на все четыре стороны сигнал тревоги, обрывающийся на высокой ноте. Этот звук стал в Польше сигналом точного времени. Церковь Девы Марии. Польша, Краков
Cлайд 45
Глостерский собор. Великобритания, Глостер Глостерский собор — первый дошедший до наших времен с веерным сводом. Он хорошо известен по фильмам о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Некоторые прихожане были крайне недовольны тем, что в храме станут снимать фильм о чародействе, но духовенство сочло, что большой беды не будет. Тем не менее 24 прочнейших витража XIX столетия в аркаде собора были расколочены неизвестными, очевидно, в знак протеста против съемок. Это самый большой ущерб, нанесенный зданию за все девять веков его истории. Уникальный витраж восточного фасада не пострадал.
Cлайд 46
Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену — высота 23,8 м, ширина 11,6 м) Глостерский собор. Великобритания, Глостер
Cлайд 47
Самый длинный готический неф (169 м) Винчестерский собор любопытен не только хорами и захоронениями саксонских королей, но и росписями современного русского иконописца Сергея Федорова. В России Федоров расписывал Свято-Данилов монастырь, а в Англии кроме Винчестерского еще Рочестерский собор и Вестминстерское аббатство. Все его работы абсолютно православные, что, мягко говоря, необычно для англиканских храмов. Прекрасный сад, разбитый вокруг собора, — дело рук отошедшего от дел британского разведчика Питера Смитерса (прототип Бонда). Главным увлечением шпиона оказалось садоводство, в котором он и стал изрядным авторитетом. Винчестерский собор. Великобритания, Винчестер
Cлайд 48
Собор Санта-Мария. Испания, Севилья Многие христианские храмы по плану крестообразны, но Севильский собор имеет прямоугольную форму, так как его строители использовали фундамент и разметку разрушенной мечети IX века. Этим влияние мавританской архитектуры не ограничивается: 114-метровая колокольня Хиральда есть не что иное, как минарет, построенный в 1196 году по приказу халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура. Подъем на него не имеет ступеней — вымощенная брусчаткой дорога проходит внутри башни. Сделано это для того, чтобы можно было прогарцевать наверх на лошади. В самом соборе кроме драгоценного алтаря, 3-метровой серебряной дарохранительницы, множества скульптур и гигантского органа, находятся картины Мурильо, Веласкеса, Сурбарана и Гойи.
Cлайд 49
Собор Санта-Мария. Испания, Севилья Самый дорогой алтарь Самое дорогое в мире алтарное украшение (1000 фигур, на изготовление потребовалось 3 тонны золота)
Cлайд 50
Ульмский собор. Германия, Ульм Самый высокий Самый большой по высоте шпиля (161 м)
Cлайд 51
Ульмский собор. Германия, Ульм Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак всевидения Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в Ульме можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине — просто это своеобразный символ города. В башне, которую венчает самый высокий шпиль, 768 ступеней — оттуда открывается вид на Дунайскую равнину и предгорья Альп с высоты воробьиного полета. Кроме высоченного шпиля в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба: на них изображены не только библейские персонажи — мастер Йорг Сирлин-старший на одном конце хоров поместил себя и свою жену, а на другом свою хорошенькую любовницу.