* В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (ХI—ХII вв.) и готический (ХIII—ХV вв.).
Cлайд 3
* Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов.
Cлайд 4
* Середина ХII в. Мариен-кирхе Лаахе. Германия
Cлайд 5
* Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формами. В их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной.
Cлайд 6
* Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Cлайд 7
* Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Cлайд 8
* Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные. Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Cлайд 9
* Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция
Cлайд 10
* Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием— использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.
Cлайд 11
*
Cлайд 12
*
Cлайд 13
*
Cлайд 14
* В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (ХII—ХIII вв.), высокая готика (ХIII в.) и поздняя, или пламенеющая готика (ХIУ—ХУ вв., а в отдельных случаях — ХУI в.).
Cлайд 15
* Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль.
Cлайд 16
* Готические соборы очень нарядны и богато декорированы. Формы готического здания имеют характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность.
Cлайд 17
* По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.
Cлайд 18
* Собор Нотр-Дам в Париже 1163 - 1258 Франция, Париж
Cлайд 19
*
Cлайд 20
* Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях.
Cлайд 21
* Большое окно-роза в верхней части западного фасада - яркая отличительная черта готических соборов. Его круглая форма, разделенная на секторы узкими каменными ребрами, наподобие колеса, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл:
Cлайд 22
* Собор в Кёльне Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия, Кёльн В Средние века Кельн был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому.
Cлайд 23
* Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько лет у собора поменялось несколько архитекторов. В 50-е годы работу над собором продолжил архитектор Рене де Кормон. Кельнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике.
Cлайд 24
* В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского собора, а также направил письмо прусскому министру внутренних дел со своими предложениями. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень.
Cлайд 25
* Собор в Кёльне. Витражи Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия, Кёльн В 1945 г. собор был поврежден бомбардировками. Реставрационные работы поэтому продолжаются по сей день
Cлайд 26
* Собор в Шартре Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр Шартрский собор был заново отстроен после пожара 1194 года. Однако в соборе сохранились части, сооруженные в 1134, 1140 и в 1150 годах
Cлайд 27
* Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии.
Cлайд 28
*
Cлайд 29
* Собор в Шартре. Интерьер Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Cлайд 30
* Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием "Ром Франции".
Cлайд 31
* Скульптура Собор в Шартре.
Cлайд 32
* Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла. В центральном Королевском портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых.
Cлайд 33
* Кентерберийский собор Великобритания 1174 - 1184 Англия, Кентербери Это резиденция архиепископа и центр процветавшего бенедиктинского монастыря. Он был местом поклонения Томасу Беккету - прежнему архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170г.
* Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в Реймсе. Он издавна был местом коронации французских королей династии Капетингов. Собор Нотр-Дам в Реймсе д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р. Франция 1211 - 1420 Франция, Реймс
Cлайд 36
* Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасада д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р. Франция 1211 - 1420 Франция, Реймс В 1210 году, когда сильный пожар разрушил кафедральный собор, незамедлительно начался сбор средств на возведение нового, который возводился в готическом стиле.
Cлайд 37
* Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделенные тонкими колонками на несколько частей.
Cлайд 38
*
Cлайд 39
* Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".
Cлайд 40
* Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура
Cлайд 41
* Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений?
Cлайд 42
* Солсберийский собор Великобритания 1220 - 1266 Великобритания, Солсбери
Cлайд 43
* Собор Святого Витта Матье из Арра, Парлер П. Чехия 1352 Чехия, Прага
Cлайд 44
*
Cлайд 45
*
Cлайд 46
*
Cлайд 47
* Собор в Шартре. Витраж Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр
Cлайд 48
* Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258 Франция, Париж
Cлайд 49
* Отметьте характерные черты готики. Что общего имеют эти сооружения и чем отличаются?