Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную жизнь человека, анализировать, делать выводы, формировать навыки самопознания.
Cлайд 2
Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя. Внутренний мир человека : тело, душа, дух. Тело – это физическая, чувственно воспринимаемая часть нашего существа ( пять основных чувств: зрение, слух, осязание, обаяние, вкус). Душа – совокупность наших внутренних ощущений, переживаний, эмоций, мыслей (два основных качества души: мышление и чувствование – разум и эмоции). Дух – выражается через высшие эмоции и высшие умственные способности ( проявления духа –совесть, во многих религиях это то, что связывает человека с богом). Человек существо целостное!!!!!!!! Пример: поранились (тело), боль, досада (душа), надо доделать дело и вы превозмогая боль делаете (дух). Воля – умение принимать решение, добиваться его выполнения, идти к цели.
Cлайд 3
Дух «командует» душой! Духовность - это любые высшие, ведущие ценности в человеческой душе. Каким духом ты движим? Куда твой дух влечет тебя, там оказывается и душа, и весь человек. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Умение понимать, какие потребности и интересы движут нами необходимо каждому человеку. Надо отличать светлую духовность ( добро, любовь, милосердие) от темной духовности (зависть. злость, ненависть, злость).
Cлайд 4
Духовная культура Духовная культура – накопленное человечеством знания о духовной жизни- в книгах, в философских и религиозных учениях. Культура - это слово лат. происхождения, первоначально означало «возделывание обработка почвы». Нет общепризнанного определения. Духовная сфера жизни общества ( духовная жизнь общества) – включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру. Духовные ценности – ? Материальные ценности - ?
Cлайд 5
Темы для самостоятельной работы: Мораль (нормы морали) Нравственность Добро и зло Справедливость «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Гражданственность и патриотизм Долг и совесть Образование Наука Религия как одна из форм культуры
Cлайд 6
Словарь Святость – высшая степень совершенствования человеком своей природы в религии, в христианстве свидетельство Церкви о таком достижении одного из своих членов, утверждаемое на основе исследования жизни и дел последнего. Характер – совокупность устойчивых черт личности человека, определяющих его особенности в отношениях и деятельности, поведении и общении с другими людьми. Элита – лучшие представители общества или какой – либо его части. Альтруизм – ориентация человека на бескорыстную помощь, поддержку, взаимодействие с другими людьми, самопожертвование.
Cлайд 7
Словарь Целомудрие – состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми. Гедонизм – учение утверждающее наслаждения, стремление к ним главной целью и смыслом человеческой жизни. Индивидуализм – позиция человека, когда считает, что все свои цели и интересы следует ставить и достигать самостоятельно, без взаимодействия с другими людьми, без ответственности за других людей. Коллективизм – противоположность индивидуализму, ориентация личности на достижение цели совместно с другими людьми.
Cлайд 8
Контрольные вопросы к теме №3 Докажи утверждение - «Человек существо целостное». Чем отличается светлая духовность от темной духовности? Духовная сфера жизни общества включает … Что относится к духовным ценностям? Объясни высказывание «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Почему религия одна из форм культуры? Как понимать утверждение «приоритет образования»? Как формируются моральные нормы? Приведи примеры из своей жизни, которые можно объяснить категориями добра и зла. Чем отличается знание от научного знания ?