Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873). Учитель: Суздалова Елена Викторовна Петропавловск-Камчатский 2008
Cлайд 2
Николай Семёнович Лесков 1831 – 1895 Всё, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им.
Cлайд 3
… глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает… Из чёрной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова, Как затаённая гроза, В изображенье умного Серого. Вл. Гиппиус
Cлайд 4
Одинокая звезда на небосклоне русской литературы второй половины ХIХ века (Л.А.Капитонова) Даты Жизненный путь Творчество 1831 Рождение в семье выходца из духовного сословия 1841-46 Учёба в Орловской гимназии 1847 Поступление на службу в Орловскую палату уголовного суда 1849 Перевод в Киевскую казённую палату;посещает лекции в Киевском университете, овладел украинским и польским языками. Много читает, близко познакомился с украинской и польской литературой 1865 Вступление в гражданский брак с Е.С.Бубновой, после неудачного брака с О.В. Смирновой (1853 г.)
Cлайд 5
1857 Переход на частную службу в коммерческую компанию А.Я. Шкотта. 1860 По делам торгового дома Шкотта «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях» Напечатал свои первые статьи экономического и социально-бытового характера 1861 Переезд в Петербург, а затем в Москву Становится сотрудником газеты «Русская речь». 1862-64 Переезд в Петербург (декабрь 1861) Сотрудничество с либеральной газетой «Северная пчела»: заведование отделом внутренней жизни. 1862 Первая поездка за границу (в Париж корреспондентом «Северной пчелы») Художественные очерки: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». 1864 Попытка доказать трагическую бесперспективность революционного движения в России 60-х годов. Роман «Некуда».(Резко выступил Д.И.Писарев в статье «Прогулка по садам российской словесности»).
Cлайд 6
1860-ые В основе мировоззрения писателя – демократ. просветительство. Л. остро чувствует эконом., социал. и культурн. отсталость России по срав-ю с западноевроп. странами. Роман «Обойдённые», повесть«Леди Макбет Мценского уезда» (1865),пьеса «Расточитель» (1867), хроника «Старые годы в селе Плодомасове» (1869). 1870-ые Тема нац-ной самокритики, начатая Гоголем. Л. не боится говорить о своей стране и о своём народе самую горькую правду, п.ч. верит в возможность их изменения к лучшему. Сатирическая п-ть «Смех и горе» (1871), хроника «Соборяне» (1872),повесть «Очарованный странник»,р-зы «Запечатлённый ангел» (1873), «Однодум» (1879). 1874 Поступление на гос.службу (Учёный комитет мин.образ-ия народного просвещения) Сотрудничество в газетах «Русский мир», «Гражданин» 1875 Вторая поездка за границу. «Более всего разладил с церковностью». Углубляется критическое отношение к русской действительности. Весь творческий путь отличается непрерывными жанровыми поисками 1880-ые Осмеяние – главное средство борьбы с неустроенностью русской жизни Р-з «Несмертельный Голован» (1880),сказ «Левша» (1881),«Тупейный художник» (1883),святочные р-зы («Христос в гостях у мужика» и др.), сказка «Маланья – голова баранья» (1888)
Cлайд 7
«Мне кажется, после славы Чехова, облетевшей все страны мира, следующий русский классик ХIХ века, которого ожидает едва ли не повсеместное посмертное призвание, будет Лесков» (К.Ф. Федин). 1890-ые Через всё тв-во Л. проходит мысль о личной нравственной ответ-ственности каждого человека п/д своей страной и др.людьми. Усиление сатир. линии творчества Роман «Чёртовы куклы» (1890), «Заячий ремиз» (1894) 1895 21 февраля (5 марта) в Петербурге Н.С. Лесков умер. Накануне смерти его посетил А.П. Чехов.
Cлайд 8
Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. … Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрез-вычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого… Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…
Cлайд 9
«Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873) …всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя. Н.С.Лесков П о р а з м ы ш л я е м… Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье (устар.). (Словарь С.И. Ожегова, с. 670). Странствовать – 1. Путешествовать. 2. Постоянно менять место пребывания. Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-что-н., пленить. (С.418). Очарование – чарующая сила, прелесть кого-чего-н. Очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный. __________________________________________________________ Очарованный – это человек …
Cлайд 10
В с п о м н и м ! Роды литературы
Cлайд 11
В с п о м н и м ! Жанры эпоса
Cлайд 12
В с п о м н и м ! Повесть – эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. Рассказ – небольшое по объёму изображаемых явлений повествовательное произведение. Сюжет – система событий, составляющая содержание литературного произведения. Э л е м е н т ы с ю ж е т а: Пролог; Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка; Эпилог.
Cлайд 13
П о д у м а е м ? Почему Ивана Северьяныча Флягина писатель называет «Чернозёмным Телемаком»? Почему Н.С. Лесков называл своё произведение рассказом?
Cлайд 14
Рассказ Ивана Северьяныча Флягина о своей жизни: 1. Крепостной форейтор. Побег. 2. В няньках. 3. Поединок и плен. 4. Конэсер (руководитель отбора и объезда лошадей). 5. Любовь. 6. Без имени. 7. Монастырь. Призвание. Рождённый крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным, был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; был конэсером, убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведённый в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и пищи», пошёл в монастырь.
Cлайд 15
Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его ещё далеко не закончены. Его жизненный путь – путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». -Что стало переломным моментом в судьбе Флягина? - Когда начинается его путь к вере?
Cлайд 16
Обобщение изученного Повесть «Очарованный странник» – это рассказ героя о своей жизни. Особенности композиции: 20 глав без названий; развёрнутое авторское предисловие; исповедальный монолог Флягина в форме сказа (рассказ в рассказе). лаконичная концовка («распахнутый» финал). Авторский замысел: «Очарованный странник» - «очарованный богатырь», который, подобно древнему витязю из русских былин, погружён в мёртвый сон, обессилен вражьими чарами. Герой оказывается в конфликте не только с внешними обстоятельствами, но и с самим собой, собственной натурой. 3. Флягина ведут по дороге жизни чувство прекрасного, очарованность миром как доминанта характера лесковского странника.
Cлайд 17
Домашнее задание 1) Краткий пересказ событий жизни И. Флягина: 2 – 8 гл. (1-ая группа); 9 – 14 гл. (2-ая группа); 15 – 20 гл. (3-я группа). 2) Выписать ключевые слова повести, раскрывающие образ главного героя; 3) Составить таблицу «Сюжет и композиция повести» (инд. задания в каждой группе). Задания по выбору: - Выразительное чтение яркого эпизода (задание в паре каждой группе). - Сообщения о «Левше», «Тупейном художнике», «Леди Макбет Мценского уезда» (индивидуально на пятницу).
Cлайд 18
Источники информации Барулина Л.Б. Очарованный странник Н.С.Лескова. «ЛвШ», 2007, №10, с.23 – 25. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие; М., «ВАКО», 2004. Лесков Н.С. Очарованный странник. Николаева Е.В. Композиция повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Журнал «Литература в школе», 2006 г., №9, с. 2 – 5. Новикова А.А. Урок - заочная экскурсия по следам лесковских героев. Журнал «ЛвШ», 2007, №1, с. 32 – 37. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова. «ЛвШ», 1996, №1, с. 16 – 19. Чередникова М.П. Открытие Лескова. «ЛвШ», 1991, №2, с.94 – 100.