Николай Семенович Лесков «Как художник слова, Н.С.Лесков вполне достоин встать рядом с таким творцами литературы русской, каковы Толстой, Гоголь, Тургенев, Гогчаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту лбого из названных творцов Священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и товарищей своих». М.Горький
Cлайд 2
Н.С. Лесков родился 16 февраля 1831 г. в с. Горохово Орловской губернии «Наш дом был в Орле на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место довольно красиво». С 1832-1842 г.г. Дом принадлежал дворянскому заседателю орловской судебной палаты Семену Дмитриевичу Лескову,отцу писателя. С 1974г. -дом-музей Лескова
Cлайд 3
Образование Н.С.Лескова Н.С. Лесков учился в Орловской гимназии, но ее не закончил, получив жалкое удостоверение, выданное ученику 3-го класса, закрывшее ему дорогу в университет и лицей. Позднее он не раз пожалел об этом: отсутствие дипломов доставило ему немало неприятностей.
Cлайд 4
Начало творческой деятельности Юность Лескова проходила в Киеве, который был его «житейской школой», служил чиновником на государственной и частной службе. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженным не книжным, а подлинным знанием жизни». М. Горький
Cлайд 5
Он «пронзил всю Русь» М.Горький «Я смело, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе это ни в какую заслугу. Я с народом был свой человек... Я стоял между мужиком и связанными на него розгами». Рабочий кабинет Н.С. Лескова в Орле.
Cлайд 6
Петербург На рубеже 1860-1861г.г. Лесков переезжает в Петербург, который с той поры становится главной «резиденцией» писателя вплоть до смерти. В Петербурге он обрастает многочисленными знакомствами, входит в ритм бурной столичной жизни, становится ведущим сотрудникомжурнала «Северная пчела».
Cлайд 7
Н.С. Лесков был великим тружеником, и его художественное, публицистическое и эпистолярное наследие поистине необозримо. Статьи против нигилистов и обличение нигилизма в романе «Никуда» обострило отношение Лескова с общественностью, которая призывала отлучить его от литературы, но это было невозможно: талант его с каждым годом набирал силу. Правда, печатался он только в журнале «Русский вестник». Прижизненное издание воспоминаний Лескова
Cлайд 8
Общение с Л.Н.Толстым В 1880-1890 г.г. Лесков был близок с Толстым и его семьей. Многие его произведения, например «Пустоплясы», отмечены влиянием Толстого. «Я именно «совпал» с Толстым... Я ему не подражал, а я раньше его говорил то же самое, но только не речисто, неуверенно, робко и картаво».
Cлайд 9
«Праведники Лескова» «Сила моего таланта в положительных типах...Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно, ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием». «Пигмей», «Ангел» «Однодум» «Кадетский монастырь» «На краю света» «Соборяне» «Очарованный странник»
Cлайд 10
«Оригинальный, капризный,мятежный человек; оригинальный,причудливый, мощный и сочный талант». Л.Я. Гуревич 1878 г. - арестован 6-й том собрания сочинений, в кот. вошли «Мелочи жизни». Первый приступ гудной жабы на лестнице типографии. Эта болезнь станет причиной смерти через 5 лет. 1883 г. - завершилась последняя служба в Ученом комитете Министерства народного просвещения.
Cлайд 11
Последний прижизненный портрет Лескова «Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валент. Алекс. Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным». Портрет Лескова, написанный за год до его смерти художником Серовым, находится в Третьяковской галерее.
Cлайд 12
Экспозиция дома-музея Лескова в Орле На протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя. «Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждаюсь в живых лицах, которые могли заинтересовать меня своим духовным содержанием. Я старался воплотить их в рассказы, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие...»
Cлайд 13
Экспозиция дома-музея Лескова в Орле Страстный патриот, Лесков говорил, что «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их никакой другой город». Н.С.Лесков, И.С.Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Братья Жемчужниковы, А.Н. Апухтин, Д.И.Писарев, Т.Н. Грановский, историк, Марко Вовчок. укр. писат. И.А.Бунин, Б.К.Зайцев. Л.Н.Андреев, И.А.Новиков, М.М.Пришвин и другие
Cлайд 14
Лесков о земляке И.С.Тургеневе Лесков трепетно относился к увековечиванию памяти своих великих земляков. В 1893 году, в год 75-летия и 10-летней годовщины со дня смерти Тургенева, обратился в редакцию газеты «Орловский вестник» состатьей «Тургеневский бережок». Он первым указал землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
Cлайд 15
Лесков умер 21 февраля 1895 г. Похороны были скромны и малолюдны. «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал». Похоронен Лесков в Петербурге на Волковом кладбище
Cлайд 16
Мемориальная доска на доме-музее в Гастоломе Мало,кто мог предугадать посмертную славу Лескова и его популярность в ХХ веке. «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа», как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством». М. Горький Писатель, «жизнь потративший на то, чтобы создать «положительный тип русского человека», обладал вравом судить строго и гневно.
Cлайд 17
Памятник-ансамбль Н.С. Лескову в Орле В честь 150-летия писателя в1981 г.в Орле бы сооружен памятник-ансамбль Н.С.Лескову. Авторы:Ю.Г. Орехов, Ю.Ю.Орехов, архитекторы: В.А.Петербуржцев, А.В. Степанов. В центре 4-метровая фигура, отлитая в бронзе, установленная на постаменте из серого гранита. Вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.
Cлайд 18
«Левша» Рядом «колдует» над наковальней с молоточком в руках тульский оружейник «косой левша». Мы видим тисочки и самовар — символ города Тулы. А герой показан в тот момент, когда подковал удивительную заводскую блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанную а Лондоне». Безымянного левшу смело можно причислить к иконостасу «святых и праведных земли Русской».
Cлайд 19
«Тупейный художник» Вот показывает своё мастерство “тупейный художник” (то есть гримёр, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба — насилия графа.
Cлайд 20
«Праведники» из «Соборян» «Соборяне» стали первой книгой Лескова, которая сделала Лескова знаменитым. «Я был глубоко убежден, что «без 3-х праведников несть граду стояния». И пошел я искать праведников». Три пророка-проповедника старгородского собора: Протопоп Савелий туберозов, Иерей Захарий Бенефактов, Дьякон Ахилла Десницын.
Cлайд 21
Очарованный странник и Грушенька А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку “типический русский богатырь” Иван Северьяныч Флягин— воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. Одно из “очарований” этого странника земли русской — способность восхититься красотой и талантом.
Cлайд 22
Никитская церковь в Орле — в ХVIII веке - кафедральный собор «Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной «красоты» Н.С. Лесков