Код презентации скопируйте его
Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена связь средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской. От лат. romanus — римский. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная. Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.
Романский стиль Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. Норманнская крепость, X-XIвв., север Франции
Романский стиль архитектуры Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам. Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.
1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента. Полукруглые арки. Толстые стены, узкие окна. Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.
Романская базилика Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
В основе плана – базилика. Увеличение высоты потолка. Кессонный потолок сменяется сводчатым. Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Дороманская базилика – романский храм Запад Восток Центральный неф Трансепт Апсида Капеллы
Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри. 2. Архитектура. Замок Сюлли, X-XI вв., Франция
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Запад Восток Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев. Германия, XI – XII вв.
Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.) Франция – центр средневековой романской архитектуры.
Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.
Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок Сюлли, X-XIвв., Франция
В замке феодала Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей. Шато Гайар.Развалины замка. Франция.
Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой жил феодал. В нижних размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях.
Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.
Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.) и другие.
Замок Шато-Гайар на Сене (XII в.) Построен английским королём Ричардом Львиное Сердце в 1196—1198 гг.
Церковь Сен-Нектер, Овернь, Франция, ок. 1080. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Пизанский собор (XI – XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.
Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Романский стиль в Италии
Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю
Колокольня (кампанила) Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3°.
Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в Пизе знает каждый. Пизанский собор (XI-XII вв.)- это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м).
Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век. В очертаниях храмов преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки.
Капелла в Аахене. Германия. 790 – 800 гг. Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.