Немного истории… Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения. Некоторые из них (например, касторовое масло) используются и в наши дни. Касторовое масло
Cлайд 3
Великий древнегреческий врач Гиппократ создал учение о четырех жизненных жидкостях – крови, слизи, черной и желтой желчи, преобладание одной из которых в организме и определяет характер человека. Так ,сангвиник (sanguinis – кровь) – человек общительный, быстрый. Флегматик (phlegma – слизь) – медлительный, вязкий. Холерик (chole – желчь) – неуравновешенный, вспыльчивый Меланхолик (melanos – черный и chole – желчь) – сдержанный, замкнутый.
Cлайд 4
Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения описано в сочинениях великого среднеазиатского медика эпохи средневековья – Авиценны (980 – 1037).Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и др. с успехом используются до сих пор. Камфора Белена Ревень
Cлайд 5
Труды Авиценны заложили основу возникновения иатрохимии – врачебной медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс . Всецело полагаясь на свои знания, Парацельс отказался от классических взглядов на медицину. он считал, что в основе жизни лежат химические процессы , а заболевания – это результат нарушения их в организме. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов. сурьма мышьяк медь свинец ртуть
Cлайд 6
А что у нас, В России? Из древних рукописей известно, что в 547 г. Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера по изготовлению квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в «надкушивании» - своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств. Через 100 лет название «алхимист» заменили на «химик».
Cлайд 7
В начале XIX в.были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения. Являются органическими основаниями. В 1803 г. были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Позднее из листьев чайного дерева был выделен кофеин, обладающий стимулирующим действием. Из листьев куста кока был выделен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства , а из корня красавки – атропин, прекращающий приступы бронхиальной астмы. Кофеин Кокаин Атропин
Cлайд 8
Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ, серный эфир, нитроглицерин и салициловая кислота, обладающая противовоспалительным действием. Хлороформ Серный эфир Нитроглицерин Салициловая кислота
Cлайд 9
Во второй половине XIX в. у французского ученого Луи Пастера нашли блестящее подтверждение идеи Авиценны о «мельчайших животных», вызывающих и переносящих заболевания. В наши дни даже ребенку известны слова «бактерия», «микроб» или «вирус». Разработав пути формирования иммунитета, Пастер создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины. Бактерии Вирус
Cлайд 10
В 1909 г. Немецкий ученый Пауль Эрлих получил соединение мышьяка – сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса. Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии – лечения инфекционных, паразитарных заболеваний и опухолей лекарствами , подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток. В отличие от фармакотерапии химиотерапия является причинной терапией, т.е. ее воздействие направлено на возбудителя болезни. Сальварсан
Cлайд 11
Открытие А. Флемингом в 1928 г. пенициллина стало триумфом учения об антибиозе. Наиболее активным антибиотиком этой группы является бензилпенициллин. В настоящее время наряду с препаратами бензилпенициллина широко применяются не менее эффективные полусинтетические пенициллины - оксациллин и ампициллин. Оксациллин Ампициллин
Cлайд 12
Широкое применение в лечении инфекционных заболеваний нашли не только пенициллины, но и другие антибиотики: тетрациклины, полимиксины, препараты группы эритромицина, левомицетина и т.д. Тетрациклин Эритромицин Левомицетин
Cлайд 13
По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на Бактерицидные (вызывающие уничтожение организмов) Бактериостатические (задерживающие их рост и размножение) Однако не все так просто. Антибиотики – мощное оружие, и порой, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Поэтому очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками.
Cлайд 14
Лекарственные препараты ограничиваются не только противомикробными средствами. Так же существует группа обезболивающих Анестезирующие (применяются для временной анестезии: новокаин, дикаин, лидокаин) Вяжущие и обволакивающие (снижают чувствительность рецепторов) Горечи (стимулируют вкусовые рецепторы) Рвотные и слабительные (стимулируют рецепторы желудка и кишечника) Рецепторы в органах и тканях блокируются атропином.
Cлайд 15
Некоторые лекарственные препараты устраняют болевые ощущения , воздействуя непосредственно на ЦНС. Они называются анальгетиками. Ненаркотические (аспирин, салициловая к-та, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин) Наркотические (характерно состояние наркоза) (оксид азота(I), серный эфир, фторотан, этанол, морфин – вызывает лекарственную зависимость, он же морфий) аспирин Салициловая к-та парацетамол анальгин Диэтиловый (серный) эфир морфий фторотан
Cлайд 16
В последнее время все чаще внедряют заблуждение о существовании «легких» наркотиков. Любой наркотик формирует зависимость от него. «Легкие» наркотики лишь медленнее подчиняют себе сознание человека.
Cлайд 17
Лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов: Доза (индивидуальна для каждого средства) Режим приема и способ применения Состояние организма Особой осторожности требует назначение и прием лекарств беременным женщинам и кормящим матерям – терапевтическая для женщины доза лекарства может отравить плод или новорожденного.
Cлайд 18
Облегчить или оптимизировать прием лекарства помогают лекарственные формы.
Cлайд 19
Презентацию выполнила - ученица 10а класса ГОУ СОШ №557 Крупенина Яна. Научный руководитель – учитель химии высшей категории Прокошина Наталья Евгеньевна. Санкт-Петербург 2009