Этапы решения текстовых задач Бессчетнова О.А. МОУ «ООШ №57» г.Саратова
Cлайд 2
Этапы работы над задачей Анализ текста задачи. Составление таблицы- условия. Выбор метода решения. Решение. Интерпретация полученного результата.
Cлайд 3
Задача № 8.15 («Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9классе», М. Просвещение.2009г.) Два каменщика выложили стену за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому каменщику на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый каменщик, работая отдельно?
Cлайд 4
Анализ текста задачи и составление условия-таблицы Необходимо ответить на вопросы: Сколько участников задачи? Какими величинами характеризуется ситуация? Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи? Какие величины известны? Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Cлайд 5
Сколько участников задачи? Два участника Две строки в таблице
Cлайд 6
Какими величинами характеризуется ситуация? производительность V, работа А, время t
Cлайд 7
Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи? работа совместно работа отдельно две колонки в таблице-условии
Cлайд 8
Какие величины известны? заносим в таблицу все известные значения
Cлайд 9
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи? заносим в таблицу все связи 1
Cлайд 10
Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины: выражаем величины одну через другую А=Vt, V=A/t, 1
Cлайд 11
Составление уравнения учитываем, что при совместной работе каменщики выложили всю стену целиком, получаем уравнение:
Cлайд 12
Решение уравнения Уравнение cводится к квадратному
Cлайд 13
Анализ( интерпретация) полученного результата В результате решения квадратного уравнения получаются корни х=22 и х=-7. По смыслу задачи х = -7 – посторонний корень, поэтому оставляем только х=22.
Cлайд 14
Ответ. Второй каменщик выполнит всю работу за 22дня, первый за 28 дней.
Cлайд 15
Замечание Используя другую связь для введения переменной х, можно получить другую таблицу и уравнение 1
Cлайд 16
Уравнение принимает вид Дробно-рациональное уравнение сводится к квадратному ;
Cлайд 17
Интерпретация результата В данном случае по смыслу задачи подходит лишь х=0,5. Следующим шагом необходимо найти искомые величины, т.е. 14/х и 11/(1-х) Данный способ нерационален, но ответ к задаче тот же: 28дней и 22 дня.
Cлайд 18
Итак, в ходе ответов на вопросы: Сколько участников задачи? Какими величинами характеризуется ситуация? Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи? Какие величины известны? Как связаны величины, характеризующие процесс задачи? Учащиеся приходят к верному ответу