Цель работы Развивать умения анализировать лирическое произведение Уметь определять художественные средства в стихотворении Выразительно читать лирическое произведение
Cлайд 3
«Тучки небесные, вечные странники…» Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы будто, как же я, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злобь ли открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания, Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Cлайд 4
Анализ произведения Какое впечатление производит на вас произведение? Сколько в нем действующих лиц? Где в пространственном отношении происходит действие?
Cлайд 5
Схема Небо Земля Мир природы Тучи Мир людей Лирический герой
Cлайд 6
Вопросы Какой тип речи использован в стихотворении? Почему в тексте много вопросов, обращений? Какой разновидностью рассуждения является этот текст? Обоснуйте свою точку зрения. Почему «тучки небесные»? Символом чего является небо? Почему тучки – «вечные странники?» С чем ассоциируются у вас слова «лазурь», «цепь жемчужная»?
Cлайд 7
Словарная работа Лазурный – цвета лазури, светло-синий Жемчужина – зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета
Cлайд 8
Вопросы Согласны ли вы с тем, что тучки – «изгнанники»? Как называется такое выразительное средство? Почему тучки мчатся с севера на юг? Почему север «милый»? Кому он милый: тучам или лирическому герою? Кто или что гонит тучи?
Cлайд 9
Схема Небо Земля Мир природы Тучи Мир людей Лирический герой север Петербург Юг Кавказ Передвижение туч – закономерность природы Вынужденный переезд, изгнание вечность судьба радость зависть доброта злоба преступление Честность клевета ? Родина Мир, любовь
Cлайд 10
Вопросы Почему в схеме нет противопоставления слову «родина»? Какое человеческое чувство побудило Лермонтова написать это стихотворение? Как надо читать стихотворение?
Cлайд 11
Создание собственного высказывания Что открыло мне поэтическое слово Лермонтова? Лингвистические задачи: Четко сформулируйте тезис. Приведите не менее двух аргументов. Не забудьте об основных требованиях к тексту.