Ганничева Анастасия, ученица МОУ «СОШ №100», руководитель Г.А. Лисянская
Cлайд 2
Актуальность темы моей работы «Откуда появились цифры?» заключается в том, что многие свои открытия современные учёные сделали на основе древних. Историю надо уважать, изучать.
Cлайд 3
Объект: числа, цифры Предмет: история возникновения цифр Цель работы: изучение записи цифр в разные периоды времени разными народами
Cлайд 4
Задачи: - изучить литературу по данной теме; - рассмотреть системы счисления простую древнеегипетскую вавилонскую древнеиндийскую арабскую римскую русскую провести практическую часть исследования в виде сложения натуральных чисел, используя разную запись цифр систематизировать полученный материал, выступить перед школьниками с докладом.
Cлайд 5
Методы исследования - изучение литературы по данной теме; консультации преподавателей, родителей; обработка материала; выводы. Гипотеза: арабская запись числа самая практичная.
Cлайд 6
Простая система счисления Вместо чисел могли быть зарубки, черточки, точки, а так же узелки на веревках.
Cлайд 7
Простая система счисления В этой системе счисления для записи чисел используется только одна цифра. Ее можно изобразить в виде палочки I , кружочка ○, или любой дугой фигуры
Cлайд 8
Десятеричная и пятеричная система счисления
Cлайд 9
Двенадцатеричная система Считали большой палец руки и фаланги остальных четырех пальцев.
Cлайд 10
Древнеегипетская система счисления
Cлайд 11
Древнеегипетская система счисления
Cлайд 12
Сложение чисел в древнеегипетской системе счисления Например, 1245 + 3782 5072
Cлайд 13
Вавилонская система счисления Символы: : для единицы для десятка для обозначения нуля
Cлайд 14
Нумерация в вавилонской системе счисления
Cлайд 15
Древнеиндийская система счисления 1 –я система счисления 2 – я система счисления
Cлайд 16
Арабская система счисления
Cлайд 17
Римская система счисления
Cлайд 18
Предполагаемое происхождение римских цифр
Cлайд 19
Сложение цифр в римской системе счисления XI = 10 + 1, IX = 10 - 1 = 9 XXVII = 10 + 10 + 5 + 1 + 1= 27 IC = 100 -1 = 99 C + VII = CVII СD + L+ IХ = (500 – 100 + 50 + 9) = 459 ММ + X = 2010
Выводы Сначала для счёта использовали пальцы рук и ног, затем разные предметы: камешки, верёвки и другие. У первобытных людей не было даже чисел, они количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков. Такими значками могли быть зарубки, черточки, точки, а так же узелки на веревках. Необходимость обозначения чисел привело к образованию специальных знаков- цифр. Существуют разные теории о происхождении чисел и цифр. Арабская запись числа самая практичная. Римская нумерация также используется в современном мире.