Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Cлайд 3
Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец - Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III (сейчас – Музей имени Пушкина). Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, ученице Антона Рубинштейна. У этой пары 26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина, что значит «морская». Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше. Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках.
Cлайд 4
Образование В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. Начальное образования Марина и ее сестра Анастасия (домашние ее называли Асей) получили дома. Позже уже в возрасте 8-9 лет, в Москве Марина посещала занятия в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, затем в Лозанне, Швейцария, в 1903 году обучалась в католическом пансионе, после очередного переезда семьи отправилась во французский интернат. Цветаева продолжила обучение в пансионе Фрайбурга, Германия, языки давались ей легко, и в дальнейшем она часто зарабатывала именно переводами, так как творчество не приносили таких доходов. В 1908 году Марина отправилась в Париж, где поступила в Сорбонну, чтобы прослушать курс лекций, посвященных старофранцузской литературе.
Cлайд 5
Творчество Когда Цветаевой исполнилось восемнадцать лет, она выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Одним из первых на “Вечерний альбом” откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: “Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-то реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Еще более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. НА ПРОЩАНЬЕ … Ты все мне поведал - так рано! Я все разглядела - так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос ... Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи... Люблю тебя пpизpачно - давний, Тебя одного - и на век! … 4-9 января 1910
Cлайд 6
В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей. В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечеpний альбом" - это скpытое посвящение. Перед каждым pазделом - эпигpаф, а то и по два.
Cлайд 7
РАННЯЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЦВЕТАЕВОЙ Вслед за "Вечеpним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонаpь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) - оба под маpкой издательства "Оле-Лукойе", домашнего пpедпpиятия Сеpгея Эфpона, дpуга юности Цветаевой, за котоpого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная" – жила уже очень напряженной душевной жизнью. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту в 1914г. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо», но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литеpатуpную судьбу. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов. Из рук моих — нерукотворный град … Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей, Смеются над гордынею царей! 31 марта 1916
Cлайд 8
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Любовь в лирике Марины Ивановны - безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего казалось бы, непереносимое.
Cлайд 9
Марина Цветаева написала поэму «Переулочки», как прощание с Москвой. В мае 1922 года Цветаева с дочерью решает уехать за границу. 11 мая они прощаются с родиной и 15 мая приезжают в Берлин, где вышли две ее книги: «Разлука» и «Стихи к Блоку». Эренбург помог ей устроиться в русском пансионе, и вскоре она встретилась с мужем, приехавшим из Праги.
Cлайд 10
Цветаева завершила работу над большой поэмой-сказкой «Молодец», начатой еще в Москве. В течение второй половины 1922 г. вышли следующие книги М. Цветаевой: «Конец Казановы» (третье действие); «Созвездие»; «Версты»; «Царь-Девица»; «Царь-Девица»; «Эпоха». В Чехии она пробыла с августа 1922 г. по октябрь 1925 г. Марина Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке.
Cлайд 11
В первой половине 1924 года были написаны две поэмы: «Поэма Горы» и «Поэма Конца». 1 Февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. А весной, спустя два года после написания, вышла поэма «Молодец».А 1 ноября того же года семья Марины Цветаевой прибыла в Париж. Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием (Муром) и Ариадна Эфрон. Вшеноры (Чехия), 1925 год
Cлайд 12
1926 год 6 февраля Марина Цветаева выступила на триумфальном вечере. В мае написана поэма «С моря», обращенная к Б. Пастернаку, а в июне была написана поэма «Попытка комнаты», обращенная к Р. Рильке и к Б. Пастернаку. С мая по август велась романтическая переписка между Мариной Цветаевой, Б. Пастернаком и Р. Рильке. 7 ноября Марина Цветаева написала письмо к Р. Рильке, на которое ответа не получила, а 29 декабря умер P. M. Рильке. 1927 год 7 февраля написано «Новогоднее», посмертное письмо к P.M. Рильке. 27 февраля Марина Цветаева завершила очерк-реквием в прозе «Твоя смерть», посвященный памяти Рильке. В мае Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России».
Cлайд 13
Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Однако в ведущих парижских периодических изданиях (в «Современных записках» и в «Последних новостях») Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – После России (1928).
Cлайд 14
Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии.
Cлайд 15
1928 Январь — февраль. Знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. Вышла последняя прижизненная книга стихов Марины Цветаевой «После России». 15 июня. Участие Марины Цветаевой в первом собрании молодых литераторов под названием «Кочевье». 24 ноября. Газета «Евразия» поместила обращение Марины Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). 3 декабря. В день отъезда Владимира Маяковского Марина Цветаева передала ему письмо, кончающееся словами: «Люблю Вас», которое он сохранил.
Cлайд 16
1929 Февраль — март. Написала большой очерк о художнице Н. С. Гончаровой. До середины мая. Работа над поэмой «Перекоп». Начинает собирать материалы к будущей «Поэме о Царской семье». Октябрь. Поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями. 26 ноября. Выступала на «Собеседовании русских и французских писателей». 18 декабря. Выступала на прениях по теме «Достоевский в представлении наших современников».
Cлайд 17
1930 Март. Работа над переводом поэмы «Молодец» на французский, точнее — написание поэмы заново. Иллюстрации сделала Н. С. Гончарова. Поэма, за исключением первой главы, не увидела света. 26 и 29 апреля. Марина Цветаева приняла участие в «Вечере романтики» и в «Собеседовании русских зарубежных писателей с их французскими собратьями». Август. Написала реквием Владимиру Маяковскому из семи стихотворений.
Cлайд 18
1931 Апрель — май. Написан очерк об О. Мандельштаме «История одного посвящения». Июнь — июль. Работа над циклом «Стихи к Пушкину». Осень. Работа над трактатом о творчестве «Искусство при свете совести». 19 декабря. Состоялся литературный вечер Марины Цветаевой, не принесший материального «дохода».
Cлайд 19
"Эмиграция делает меня прозаиком..." В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг.
Cлайд 20
1933 Январь. Марина Цветаева написала французский эпистолярный роман, созданный из ее писем 1922 г. к берлинскому издателю А. Г. Вишняку: «Девять писем, с десятым невозвращенным и одиннадцатым полученным и Послесловием», или «Флорентийские ночи», как назвала это произведение Ариадна Эфрон. Этот роман представлял собой перевод, с очень незначительными изменениями, собственных писем Марины Цветаевой к адресату. Роман не был издан. Абрам Григорьевич Вишняк с сыном
Cлайд 21
1933 Март. Завершила «Оду пешему ходу». Лето. Написан небольшой очерк-воспоминание о детстве «Башня в плюще». 7 июля. Написана статья «Поэты с историей и поэты без истории», посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербскохорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом «Стол». Август — сентябрь. Написаны автобиографические очерки: «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Жених», а также статья «Два лесных Царя». Декабрь. Марина Цветаева завершила и напечатала автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву.
Cлайд 22
Из воспоминаний Марины Цветаевой «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.»
Cлайд 23
1934 Февраль. Написан очерк-реквием «Пленный дух» (в память Андрея Белого). Май. Написан мемуарный очерк «Хлыстовки». Июнь. Написан маленький очерк-сценка «Страховка жизни»; тогда же, по-видимому, — сценка «Китаец». Вероятно, к этому же времени относится очерк «Чудо с лошадьми» — на французском. Конец лета — начало осени. Написаны мемуары «Мать и музыка» и «Сказка матери». Ноябрь. Марина Цветаева узнала о гибели Н. Гронского и немедленно принялась за очередной реквием — «Поэт-альпинист». Статья сохранилась лишь в переводе на сербскохорватский. Рождество. Окончание работы над статьей.
Cлайд 24
1935 Январь. Марина Цветаева пишет цикл стихов на смерть Н. Гронского «Надгробие». 2 февраля. Марина Цветаева прочла доклад «Моя встреча с Блоком» (доклад не сохранился). Февраль. Конфликт с Алей. Та временно ушла из дома. Весна. Марина Цветаева принялась писать поэму «Певица», однако скоро оставила ее. Июнь. Написала автобиографический очерк «Черт». 20 июня. Прочла очерк на литературном вечере. 24 июня. На антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры Марина Цветаева встретилась с Б. Пастернаком. Б. Пастернак был в депрессивном состоянии; ему было не до общения с М. Цветаевой, и ту встречу она назвала невстречей; поэты не поняли друг друга. 28 июня. Марина Цветаева с сыном уехала отдыхать в Фавьер. Лето — осень. В Фавьере написан цикл «Отцам» из двух стихотворений. Сергей Эфрон мечтает о возвращении на родину. Уже не первый год он работает в просоветской (чекистской) организации. Борис Пастернак (справа внизу) и Илья Эренбург (справа вверху) на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже. 1935 год.
Cлайд 25
Марина Цветаева с сыном Георгием. 1935 г.
Cлайд 26
1936 Март. Узнав о смерти поэта Мих. Кузмина, Марина Цветаева пишет очерк-воспоминание «Нездешний вечер», посвященный единственной встрече с ним в Петрограде зимой 1916 году. Апрель. Марина Цветаева пишет четыре маленьких очерка под общим названием «Отец и его музей». 20 — 27 мая. Поездка в Брюссель с чтением французских очерков об отце и музее. До 16 июня. Предпринимает тщетные попытки завершить начатую еще давно поэму «Автобус», но окончательно оставляет этот замысел. Июнь — июль. Работает над переводами стихов А. С. Пушкина на французский. В печати появляется рецензия М. Цветаевой «О книге Гронского «Стихи и поэмы». Эпистолярная встреча с молодым поэтом Анатолием Штейгером. Лето — осень. Марина Цветаева переписывалась с А. Штейгером, написала ему стихи (цикл «Стихи сироте»). А. Штейгер был опасно болен (туберкулез). М. Цветаева слишком требовательна, так что разминовение было неизбежно. 30 декабря. М. Цветаева написала А. Штейгеру прощальное письмо.
Cлайд 27
1937 Январь. Окончание работы над очерком «Мой Пушкин»; приготовила для печати «Стихи к Пушкину». 2 марта. Читала свои французские переводы А. Пушкина на вечере, устроенном негритянским населением Парижа.
Cлайд 28
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. Все вместе они поселились на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв
Cлайд 29
Но это счастье было недолгим: 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована лишь в 1955 году. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е
Cлайд 30
Для Цветаевой наступила тяжелая пора: неизвестность о близких, состояние с передачами в тюремных очередях, болезни Мура(сына), скитание по чужим углам. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. «Я перевожу по слуху – и по духу (вещи). Это больше, чем смысл», - с таким подходом на свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколько прекрасных стихотворений, отражавших ее душевное состояние: Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… (Февраль 1941)
Cлайд 31
В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов при Гослитиздате. Война застает её за переводами испанского поэта Гарсиа Лорки, погибшего от рук фашистов в Гренаде. Ее пытались поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 года была предпринята попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановна тщательно составляла его, но из-за отрицательной рецензии одного из критиков, который объявили её стихи «формалистическими», сборник не был издан.
Cлайд 32
8 августа 1941 года Марина Ивановна уезжает в эвакуацию. в Чистополь. А потом в Елабугу. Но там для неё нет работы, даже самой черной: ни домработницей ни судомойкой. Здесь, у последней черты, все чувства Марины обостряются. Предстоящие впереди мрак и зима в глуши, трагическое ощущение собственной ненужности, беспомощности, роковое убеждение в том, что она ничего не умеет, паралич воли, страх за сына заставили принять страшное решение. Комната в доме в Елабуге, где жила Марина Ивановна с сыном.
Cлайд 33
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну
Cлайд 34
(Эфрон) “Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая”.
Cлайд 35
Перед самым возвращением на родину, после 17 лет эмиграции Цветаевой снится ужасный сон. Сон об умирании. Она поняла это и так и сказала в своих записях: "Дорога на тот свет. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно - и безнадежно! - за него держусь, зная, что очередной круг будет - Вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море…, внутри себя. Было одно утешение,: что не остановить, не изменить: роковое…" Время, я не поспеваю. Мера, я не умещаюсь.
Cлайд 36
Моим стихам, написанным так рано, Что я и не знала, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед Май 1913 г
Cлайд 37
Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настанет свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Cлайд 38
Цветаева – поэт “предельной правды чувства”. Нам остались ее мысли, чувства, выраженные в стихах. Дочь Ариадна Цветаева из письма Б.Пастернаку от 28 августа 1957 года: « …ведь гораздо важнее, что написанное тобой и мамой доживет до поколений, которых мы сейчас и угадать-то не можем, и с ними вы будете «на ты». Дорогой ценой заставляют сегодня платить за право жить в завтра, жить во всегда».
Cлайд 39
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Cлайд 40
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет всe, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет всe - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательное стихотворение, которое звучит нам, как завещание – напутствие.
Cлайд 41
Марина Цветаева Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе.
Cлайд 42
Биография В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна.
Cлайд 43
12 июня 1939 г. Цветаева с сыном возвращается в СССР. Для Цветаевой наступает тяжелая пора: неизвестность о близких, стоянье с передачами в тюремных очередях, болезни Мура, скитания по чужим углам - комната в Голицыне, три разных пристанища в Москве.
Cлайд 44
Зарабатывает на жизнь Марина Ивановна переводами с французского, немецкого и других языков. Работает трудно, медленно, как во всем добиваясь совершенства.
Cлайд 45
Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила.
Cлайд 46
31 августа 1941 года, в отсутствие сына и хозяев, она повесилась, оставив записку сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Но не мене мучает вопрос: «зачем кому-то умирать, чтобы он нами был замечен?»
Cлайд 47
Могила Марины Цветаевой так и не была найдена, несмотря на все усилия сестры Анастасии, реабилитированной в 1959 году и дочери Ариадны (реабилитирована в 1955 году). Сергей Эфрон был расстрелян в Москве в том же августе 1941 года.
Cлайд 48
"Я стол накрыл на шестерых..." Все повторяю первый стих И все переправляю слово: - «Я стол накрыл на шестерых...» Ты одного забыл - седьмого. Невесело вам вшестером. На лицах - дождевые струи... Как мог ты за таким столом Седьмого позабыть - седьмую... Последнее стихотворение Марины Цветаевой