Баллада - стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное 1839 год
Cлайд 3
Этим автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания
Cлайд 4
Композиция стихотворения
Cлайд 5
И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копьё на скаку.
Cлайд 6
Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.
Cлайд 7
Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежды их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.
Cлайд 8
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный. И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.
Cлайд 9
в стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение (гордые пальмы ,их ропот на Бога, обращение к нему); волшебное событие(вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «чёрные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне. Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
Cлайд 10
Почему стали роптать на Бога три пальмы? « На то мы родились , чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…» Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать- таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника
Cлайд 11
Почему пальмы были погублены? они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления , желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.
Cлайд 12
Как изображены пальмы? Они напоминают людей , но словно заколдованных, – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: « Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём».
Cлайд 13
Что значит выражение «питомцы столетий»? пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что воспитывалось, выращивалось столетиями
Cлайд 14
Обратим внимание на строки , в которых описывается гибель пальм: « По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетий!» Некоторые согласные здесь повторяются .Такое повторение однородных согласных звуков , помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство , выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.
Cлайд 15
аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев. С какой целью употреблена аллитерация?
Cлайд 16
Как соотносятся первая и последняя строфы стиха? эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу
Cлайд 17
Вывод Образы природы говорят и о судьбе человека , о его стремлениях и страданиях.