Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. -В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы, своего изгнания с судьбой тучек? - О каких чувствах и настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения? -Какие эпитеты помогают определить отношение к северу (где находится родина поэта и откуда он должен уехать) и к югу (куда его ссылают)? -Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Cлайд 3
«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Баллада – это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В Балладах мир предстаёт таинственным и загадочным.
Cлайд 4
Чтение стихотворения
Cлайд 5
Беседа с классом. Какую картину нарисовал поэт в этой балладе? Почему пальмы стали роптать на Бога?
Cлайд 6
-О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья? Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы.
Cлайд 7
Почему пальмы были погублены? Как они изображены? Что значит выражение «питомцы столетий»?
Cлайд 8
Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм. Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. С какой целью употреблена аллитерация?
Cлайд 9
Как повели себя путники? В чём заключается философский смысл этой баллады? Какова главная мысль этого стихотворения?
Cлайд 10
Антитеза . Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе. Антитеза – это противопоставление
Cлайд 11
«Листок» Определите основную мысль стихотворения. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ – о листке, о людях, о поколении?
Cлайд 12
Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Почему чинара отказывается приютить странника?
Cлайд 13
Можно ли сказать, что листок – странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания? Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы?
Cлайд 14
«Утёс» Стихотворение написано в 1841 году, в год гибели Лермонтова. Прочитаем стихотворение и литературоведческую статью об этом стихотворении, постараемся разобраться в его содержании.
Cлайд 15
«Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана…»
Cлайд 16
Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Cлайд 17
Но остался влажный след в морщине Старого утёса.
Cлайд 18
Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Cлайд 19
Беседа с классом. Какова главная мысль стихотворения? Какие качества, свойства человека символизируют образы тучки и утёса? Каким настроением проникнуто стихотворение?
Cлайд 20
Домашнее задание. Выучить одно стихотворение наизусть ( на выбор). Перечислить, какие картины рисует Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»? Как бы это выглядело в кино?