Чтение и понимание текста Учитель русского языка и литературы ЭЭЛ№65 г. Бишкека Киргизия Еникеева Л.Н.
Cлайд 2
По документам ЮНЕСКО 1958 года грамотным считается человек, который может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми современными требованиями к родному языку - лексики, грамматики, стилистики и так далее.
Cлайд 3
Понимание текста.
Cлайд 4
Любой текст, который вы читаете, разбит на абзацы. И это не просто так. В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац.
Cлайд 5
Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их не удобно читать. Главная мысль в чистом виде – афоризм.
Cлайд 6
Текст: “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза. Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам. Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог”.
Cлайд 7
"Что хотел сказать автор этим текстом?" "Что я нового узнал из текста после его прочтения? "
Cлайд 8
Как работать с текстами? Выделять ключевые слова
Cлайд 9
“Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза . Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц , с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам . Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог” .
Cлайд 10
“Ширина европейской железнодорожной колеи принята до паровоза соответствует расстоянию колёсами древнеримских колесниц. Народы Европы колесницы по образцам. Стандарт железных дорог”. Текст сократили, но смысл остался.
Cлайд 11
“Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза”.
Cлайд 12
Ширина железнодорожной колеи в Европе равна расстоянию между колесами древнеримской колесницы (12 слов – 25% от исходного текста). 75% избыточности - что и требовалось доказать.
Cлайд 13
Расстояние между рельсами равно расстоянию между колесами колесницы. (8 слов – 17% от текста)
Cлайд 14
Колесница на рельсах (образ главной мысли).
Cлайд 15
Итог: Каждый абзац – 1 мысль. И эта мысль автора и ее нужно найти. Порядок действий: подчеркиваем ключевые слова – находим главную мысль – создаем ее образ.