Русская история и русская литература XIX века Урок литературы в 10 классе. Введение Хвощевская Лариса Михайловна учитель русского языка и литературы МОСШ п.Верхнеказымский
Cлайд 2
До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький
Cлайд 3
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Cлайд 4
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство) течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств
Cлайд 5
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.
Cлайд 6
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Cлайд 7
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
Cлайд 8
Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
Cлайд 9
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)
Cлайд 10
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
Cлайд 11
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Cлайд 12
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Cлайд 13
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Cлайд 14
РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в. ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества
Cлайд 15
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Cлайд 16
Александр Сергеевич Грибоедов (1790 -1829)
Cлайд 17
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Cлайд 18
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Cлайд 19
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Cлайд 20
РОМАН (франц. romans — повествование) — эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни
Cлайд 21
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Cлайд 22
Иван Александрович Гончаров (1812-91)
Cлайд 23
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Cлайд 24
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Cлайд 25
Драматургия (греч. drama, букв. действие) один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века свобода; духовно-нравственные искания человека; обращение к народу в поисках нравственного идеала.