Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов») Подготовила ученица 10 В класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Воробьёва Екатерина Учитель Халяпина Лариса Николаевна
Cлайд 2
Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”.
Cлайд 3
В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и её влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь ещё пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царём Борисом.
Cлайд 4
Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признаётся, что в Москве не смог обличить виновника, так как: Он, признаюсь, тогда меня смутил Спокойствием, бесстыдностью нежданной, Он мне в глаза смотрел, как будто правый...
Cлайд 5
Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит: Борис не так – то робок! Какая честь для нас, для всей Руси! Зять палача и сам в душе палач, Возьмёт венец и бармы Мономаха...
Cлайд 6
Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю о том, что думает большинство в Российском государстве: Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Cлайд 7
Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая “худородного Басманова” воеводой над родовитыми боярами: Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы... — он не чувствует себя уверенно.
Cлайд 8
Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. “Чернь” всегда недовольна властью, обвиняя её даже в том, в чём она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе — тщетны.
Cлайд 9
Умудрённый опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные.
Cлайд 10
Основная мысль трагедии “Борис Годунов” в том, что России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе всё рассыплется в прах — таков неумолимый закон жизни.
Cлайд 11
Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остаётся в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ “безмолвствует”, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже.
Cлайд 12
Пока же народу остаётся ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия. Что толковать, Боярин правду молвил. Да здравствует Димитрий, наш отец!
Cлайд 13
Информационные ресурсы Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1.-2-е изд..- М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336с. http://www.litra.ru http://images.yandex.ru