Если хочешь в край войти вечно-золотой, Облачную лестницу нужно сплесть мечтой. Облачные лестницы нас ведут туда, Где во сне бываем мы только иногда. А и спать не нужно нам, лишь возьми росу, Окропи вечернюю света полосу И, скрепивши облачко месячным лучом, В путь иди, не думая больше ни о чём.
Cлайд 3
– Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие. – Как вы думаете, кому открывается облачная лестница? – Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом
Cлайд 4
ПОСВЯЩЕНИЕ Солнечной Нинике, с светлыми глазками — Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснёшь мне зелёными глазками, — В них не хочу я росинок. Вечер далёк, и до вечера встретится Много нам, гномы, и страхи, и змеи, Чур, не пугаться, — а если засветятся Слёзки, пожалуюсь Фее.
Cлайд 5
- Почему поэт назвал свою книгу «Фейные сказки» ? - Какими чувствами проникнуто посвящение? Как Бальмонт называет свою дочку? А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку С чем сравнивает слёзы? Какой это приём?
Cлайд 6
ФЕЯ Говорили мне, что Фея, Если даже и богата, Если ей дарит лилея Много снов и аромата, — Всё ж, чтоб в замке приютиться, Нужен ей один листок, Им же может нарядиться С головы до ног. Да, иначе быть не может, Потому что всё в ней нежно, Ей сама Луна поможет, Ткань паук сплетёт прилежно. Так как в мире я не знаю Ничего нежнее фей, Ныне Фею выбираю Музою моей.
Cлайд 7
- Давайте подумаем, какая она, Фея? Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки. Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.
Cлайд 8
НАРЯДЫ ФЕИ У Феи — глазки изумрудные, Всё на траву она глядит. У ней наряды дивно-чудные, Опал, топаз, и хризолит. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей. Ещё ей платье подвенечное Дал колокольчик полевой, Сулил ей счастье бесконечное, Звонил в цветок свой голубой. Росинка, с грёзой серебристою, Зажглась алмазным огоньком. А ландыш свечкою душистою Горел на свадьбе с Светляком.
Cлайд 9
а) Назовите слова , которые автор использует для описания нарядов Феи. -Изумруд . опал , топаз , хризолит , жемчуг , алмаз ,серебро(это драгоценные камни , каждый имеет свой цвет) -Трава , колокольчик , ландыш – растения, каждый имеет свой цвет. -Лунный свет , солнечные лучи , серебристая росинка-природные явления со своим цветом. - Светляк – насекомое, светится. б) Автор один раз использовал название цвета – голубой. Но мы всё-таки представляем себе целую гамму красок! Почему? Потому что каждый камень, растение , природное явление имеет свой цвет или оттенок. В том и мастерство поэта , что не используя прилагательных со значением цвета , он нарисовал яркий мир красок.
Cлайд 10
ТРУДНО ФЕЕ «Фея» — шепнули сирени, «Фея» — призыв был стрижа, «Фея» — шепнули сквозь тени Ландыши, очи смежа. «Фея», — сквозя изумрудно, Травки промолвила нить. Фея вздохнула: Как трудно! Всех-то должна я любить. Как выглядит мир , в котором живёт Фея? Какими красками описывает этот мир поэт? Какой представляется вам Фея? Какие заботы у Феи? Чем занимается Фея?
Cлайд 11
ВЕТЕРОК ФЕИ В сказке фейной, тиховейной, Легкий майский ветерок Колыхнул цветок лилейный Нашептал мне пенье строк. И от Феи лунно-нежной Бросил в песни мне цветы. И умчался в мир безбрежный, В новой жажде красоты. А ещё через минутку Возвратился с гроздью роз: «Я ушёл, но это в шутку, Я тебе цветов принёс».
Cлайд 12
ЗАБАВЫ ФЕИ Пускала пузырики В соломинку Фея. Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О, чудо-пузырики, О, дивная Фея! Пурпурные, синие, Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них краски! Зелёные, синие, Как детские глазки. Но Фее наскучили Жужжащие мошки. Всегда ведь канючили Они на дорожке. Забавы замучили Ей ручки и ножки. Соломинку фейную От Феи убрали. Постельку лилейную Готовить ей стали. И песнь тиховейную Ей сны напевали.
Cлайд 13
РЕШЕНИЕ ФЕИ Солнце жаворонку силу петь даёт, Он до Солнца долетает и поёт. Птичка жаворонок — певчим птичкам царь. На совете птиц давно решили, встарь. Но решенье птиц не принял соловей, Он с обидой дожидается ночей. И как только означается Луна, Соловьиная баллада всем слышна. Фея молвила: Чего же спорить им? Ну и глупые с решением своим. После утра есть вечерняя заря, В дне и ночи пусть нам будут два царя.
Cлайд 14
ЧАРЫ ФЕИ Я шёл в лесу. Лес тёмный был Так странно зачарован. И сам кого-то я любил, И сам я был взволнован. Кто так разнежил облака, Они совсем жемчужны? И почему ручью река Поёт: Мы будем дружны? И почему так ландыш вдруг Вздохнул, в траве бледнея? И почему так нежен луг? Ах, знаю! Это — Фея.
Cлайд 15
ПРОГУЛКА ФЕИ Фея в сад гулять пошла, Так нарядна и светла, Говорит с цветами, Ей цветы: Будь с нами. Фея, будь, как мы, цветок, Развернись как лепесток. Будь рябинкой дикой, Или повиликой. Будь анютиным глазком, Или синим васильком. Иль ещё, малюткой, Синей незабудкой. Прилетит на лепесток Желтокрылый мотылёк, Хоботком коснётся. Фея улыбнётся. Прилетит к тебе пчела, Прожужжит, не бойся зла, Я лишь пыль сбираю, Мёд приготовляю.
Cлайд 16
Странный Волк у этой Феи. Я спросил его: Ты злой? — Он лизнул цветок лилеи, И мотнул мне головой. Это прежде, мол, случалось, В старине былых годов. Злость моя тогда встречалась С Красной Шапочкой лесов. Но, когда Охотник рьяный Распорол мне мой живот, Вдруг исчезли все обманы, Всё пошло наоборот. Стал я кроткий, стал я мирный, Здесь при Фее состою, На балах, под рокот лирный, Подвываю и пою.
Cлайд 17
- Опишите главную героиню. Какой мы видим Фею? - В чем состоит ее богатство? - Найдите, какие слова в этом тексте рифмуются. - Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте?
Cлайд 18
– Кто является героем этих стихотворений? – Где мы встречаемся с этими героями? – К. Бальмонт использовал сказочные фольклорные образы в своей поэзии, опираясь на устное народное творчество. – Какой троп (троп – художественный приём, употребление слова в переносном значении) использовал поэт при изображении насекомых, цветов и птиц? – Олицетворение. – Что такое олицетворение? – Литературный приём, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением. – Где поэт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их? – В детстве, в парке. – Одуванчики, маргаритки, насекомые и птицы и до сих пор живут в парке и липовой аллее, куда мы с вами летом обязательно совершим путешествие. И, кроме липовой аллеи, мы увидим пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи.
Cлайд 19
ТРИ ПЕСЧИНКИ «Что можно сделать из трёх песчинок?» Сказала как-то мне Фея вод. Я дал букетик ей из былинок, И в трёх песчинках ей дал отчёт. Одну песчинку я брошу в Море, Ей будет любо, там в глубине. Другая будет в твоём уборе, А третья будет на память мне.
Cлайд 20
Своими яркими , добрыми , светлыми стихами Бальмонт вернул нас в детский мир блаженства , уюта , неги и радости. Чтобы показать красочность , нежность , звучность мира детства , автор использует лексику со значением света , цвета, звуков , эмоций , слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Это всё и создаёт мир «уютного детского рая».
Cлайд 21
Мне хочется снова дрожаний качели В той липовой роще, в деревне родной, Где утром фиалки во мгле голубели, Где мысли робели так странно весной. Мне хочется снова быть кротким и нежным, Быть просто ребёнком, хотя бы в другом, Но только б учиться бездонным, безбрежным, В краю белоснежном, в раю голубом. И если любил я безумные ласки, Я к ним остываю-совсем, навсегда. Мне нравится вечер, и детские глазки, И тихие сказки, и снова звезда.
Cлайд 22
источники http://mister-puzzle.ru/img/fantasy/lady-of-the-forest/lady-of-the-forest-3.jpg http://www.artinheart.ru/upload/posts/0_106ed1_3a987776_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/3804/53693604.145/0_17619a_9fbe728a_orig.jpg http://mtdata.ru/u23/photoBAD9/20491259416-0/original.jpg https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/b2/cf/e1/b2cfe1e30b181e47deed4043db8bc2d4.jpg http://media02.hongkiat.com/artists-fanpage-to-follow/miharu.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/15498/86441892.84b/0_106ecb_47da3fa_XL.jpg http://cs2.livemaster.ru/storage/61/61/b57e1d820824d2efbfa3d52ae686--ukrasheniya-komplekt-iz-magnezita-feya.jpg http://art-gorodok.ru/_pu/5/14402263.jpg http://www.zagadochnaya-sila.ru/images/stories/picture/Fei/fei_001.jpg http://99px.ru/sstorage/86/2015/09/image_862909151207536766142.gif https://i03.fotocdn.net/s18/195/public_pin_l/298/2512464322.jpg http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2011/03/30/10/01/24837/mota_ru_103301118-1600x900.jpg http://www.rabstol.net/uploads/gallery/main/200/rabstol_net_forest_31.jpg http://newsvo.ru/sites/default/files/4ea5976865ca7f1aead8d84be1ab997e.jpg http://pedsovet.su/_ld/328/45871431.jpg Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.