Биографическое вступление Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М.Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения
Cлайд 4
Вопросы для вступительной части сочинения Какое впечатление произвела поездка Лермонтова на Кавказ в детские годы? За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ? Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?
Cлайд 5
Возможный вариант биографического вступления Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого поэта. Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.
Cлайд 6
Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть А.Пушкина, заканчивается участием Лермонтова в походах против горцев. Через год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами. Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призванием». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне. (80-90 слов)
Cлайд 7
Аналитическое вступление Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно начать сочинение с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками.
Cлайд 8
Вопросы для аналитического вступления Что такое пафос художественного произведения? Признаки антивоенного пафоса
Cлайд 9
Возможный вариант аналитического вступления С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновение, переживание, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление.
Cлайд 10
Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности счастья. Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явление, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведением является стихотворение М.Лермонтова «Валерик». ( 80 слов)
Cлайд 11
Основная часть 1. Историческая основа стихотворения
Cлайд 12
2.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу
Cлайд 13
3.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?
Cлайд 14
4. Отношение Лермонтова к войне
Cлайд 15
5.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам
Cлайд 16
6. Что ценит Лермонтов в горцах?
Cлайд 17
7.Противопоставле-ние картины страшной битвы и величественной природы
Cлайд 18
8. Идея стихотворения
Cлайд 19
Заключение В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинение теоретическим заключением, ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию. Можно связать выводы сочинения с современностью.
Cлайд 20
Возможный вариант заключения Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.
Cлайд 21
Но, как говорит Лермонтов, «…беспрестанно и напрасно…» враждует человек. В войне нет победителей! Есть реки слез, крови реки, страдание и смерть. Зачем?! (60 слов)