… И я любил Всем напряженьем душевных сил. М.Ю.Лермонтов
Cлайд 2
«Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность – к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему». М.Ю.Лермонтов «Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!..» В.Г.Белинский
Cлайд 3
«Люблю, люблю!» - вот постоянный рефрен лермонтовской лирики. Любовь – всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к отечеству, природе, детям и прежде всего – как любовь к женщине в различных ее проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. Безусловно, кристаллизация в творчестве Лермонтова любовных мотивов основана на биографических фактах из жизни поэта, хотя нельзя сводить их только к осмыслению собственных переживаний Лермонтова.
Cлайд 4
Раннее стихотворение с характерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнаруживает реальной биографической основы и несет на себе печать сентиментально-романтической условности.
Cлайд 5
Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! «Нищий»
Cлайд 6
Наталья Федоровна Ива′нова (1813 – 1875)
Cлайд 7
Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? – Ты знала: - я тебя не знал!
Cлайд 8
Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор.
Cлайд 9
Варвара Александровна Лопухина (1815 – 1851)
Cлайд 10
Эмилия, героиня драмы «Испанцы» предположительно В. А. Лопухина Работа Михаила Лермонтова Прими мой дар, моя мадонна! С тех пор как мне явилась ты, Моя любовь мне оборона От порицаний клеветы. Такой любви нельзя не верить, А взор не скроет ничего: Ты не способна лицемерить, Ты слишком ангел для того!
Cлайд 11
Она не гордою красою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. . . . Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной красоты.
Cлайд 12
Варвара Бахметева Акварель Михаила Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
Cлайд 13
Я к вам пишу случайно; право Не знаю как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам?— ничего! Что помню вас?— но, Боже правый, Вы это знаете давно; И вам, конечно, все равно… Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; Но я вас помню — да и точно, Я вас никак забыть не мог!.. С людьми сближаясь осторожно, Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию,— но вас Забыть мне было невозможно…
Cлайд 14
Княгиня Щербатова Мария Алексеевна (урожд. Штерич) (ок. 1820 - 1879гг.) М.Ю.Лермонтов был увлечен ею в 1839 - 1840гг. Он посвятил ей стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и «М. А. Щербатовой». Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Л. и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними.
Cлайд 15
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец (1820 – 1880) , дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал: Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие...