Иван Сергеевич Тургенев «Вся моя биография в моих сочинениях». Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 402 ОКСЕНЕНКО Наталия Борисовна 2010 г.
Cлайд 2
Иван Сергеевич Тургенев Вместе с Толстым и Достоевским вошёл в тройку русских писателей-титанов, впервые заговоривших о тайной жизни души человеческой. Летописец уходящей дворянской эпохи.
Cлайд 3
Варвара Петровна Лутовинова Незаурядные способности, сильная воля, гордость, отсутствие любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Дневник матери потряс сына: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Cлайд 4
«Несколько слов о любви» Именно от матери противоречия Тургенева к женщине: поклонение, неприятие семьи, брака, «мещанского счастья». Странная любовь к Полине Виардо. «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза,- день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!»
Cлайд 5
Отец Офицер, выходец из старинного дворянского рода. Послужил прототипом отца главного героя в повести “Первая любовь”.
Cлайд 6
Впечатление детства.
Cлайд 7
Университет (1833-1841) 1833 - Московский университет, перевёлся в Питер. 1838 - отправился в Берлин”, слушал лекции по истории, философии, классической филологии. Увлекся немецкой философией Шеллинга, Канта, Фихте, диалектикой Фридриха Гегеля.
Cлайд 8
Увлечение философией на западе: Споры о русских “вечных” вопросах: “Что делать?”, “Кто виноват?”, “Быть или не быть?” Тургенев — профессиональный философ (кандидат философии), что и отразилось в творчестве.
Cлайд 9
Тургенев был близко знаком с Мериме, Флобером, Золя, Жорж Санд, Мопассаном. Его любили и уважали, к его мнению прислушивались, и именно с Тургенева началось признание русской литературы в мире. Он честно и благородно пропагандировал творчество русских писателей на Западе. Мопассан о нём трогательно написал: “Он был прост, добр, в высшей степени прямодушен, обаятелен, как никто, предан необыкновенно своим друзьям, мёртвым и живым”.
Cлайд 10
Творческая деятельность 1844 - поэма «Параша» (Белинский хвалил, сказал, что она пахнет земляникой). 1847 - написан первый серьёзный рассказ — «Хорь и Калиныч».
Cлайд 11
Цикл «Записки охотника». (1847-1852) «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Контора», «Смерть», «Бежин луг», «Уездный лекарь», «Гамлет Щигровского уезда», «Два помещика». Тематика: изображение духовного облика крепостного крестьянина, протест против крепостничества, призыв к освобождению народа от помещичьего ига. Впервые в русской литературе звучит тема самоценности, нравственной значимости людей из народа.
Cлайд 12
«Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва…» Писатель не скрывает забитости и темноты, свойственных крестьянской массе, но при этом показывает творческие и поэтические начала.
Cлайд 13
Пьесы-комедии (1846-1851) «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Разговор на большой дороге», «Месяц в деревне». Повести продолжают сатирические принципы драматургии Гоголя, социально-психологические проблемы эпохи. Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского и А.П.Чехова.
Cлайд 14
Повести зрелого периода 1854 – 1856 г.г. «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка». Темы исторических судеб дворянской и разночинской интеллигенции. Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского, А.П.Чехова.
Cлайд 15
Романы И.С.Тургенева В каждом из его романов запечатлён конкретный момент исторического бытия России. «Рудин» (1856) «Накануне» (1859) «Дворянское гнездо» (1860) «Отцы и дети» (1862) «Дым» (1867) «Новь» (1877).
Cлайд 16
«Рудин» (1856) «Рудин» - описывает облик человека 1840-х годов, его реальный вклад в историю. роман о лишнем человеке («Дневник лишнего человека», 1850)
Cлайд 17
«Рудин» Рудин жаждет деятельности, постоянно о ней говорит, пишет планы, создаёт прожекты, мечтает, увлекает молодые сердца, но ничего реально не делает. Роман о невероятной силе и слабости слова.
Cлайд 18
«Дворянское гнездо» (1858) «Дворянское гнездо» — самый лиричный из романов много любви. Образ “тургеневской девушки” - Лиза Калитина. Единственный роман, безоговорочно принятый публикой как шедевр.
Cлайд 19
«Дворянское гнездо» (1858) основное действие приходится на 1842 год, посвящён судьбам русского дворянства, постепенно сходящего с исторической сцены.
Cлайд 20
«Накануне» (1859) Роман спровоцировал раскол в «Современнике» (Добролюбов: « Нет ещё русского героя, который бы пошёл супротив “внутренних турок”, как Инсаров — супротив внешних». А Тургенев уже побывал в ссылке и не хотел крупных неприятностей, причём на ровном месте.
Cлайд 21
«Накануне» События относятся к 1853 году. Смысл жизни болгарина Инсарова — в освобождении Болгарии от власти турок, это становится и делом Елены, вышедшей за Инсарова замуж. Полезное дело, которое так искал Рудин, наконец, нашлось.
Cлайд 22
«Отцы и дети» (1862) Полемика, конфликт идейных, социальных, исторических, философских, нравственных концессий 50-х - 60-ых гг. Главный герой – разночинец Базаров – тип человека новейшего поколения. Роман вызвал полемику из-за особенностей изображения детей, т.е. революционной демократической молодежи.
Cлайд 23
«Отцы и дети»
Cлайд 24
«Дым» «Новь» Роман-неудача. Действие происходит за границей, слишком много политических разговоров: тогда злободневных, теперь непонятных. Попытка реабилитации в глазах русской “прогрессивной” молодёжи. Главный герой — революционер, ужасный недотёпа.
Cлайд 25
Cлайд 26
Таинственные оккультные повести «Рассказ отца Алексея» «Собака» «Клара Милич» «Странная история» «Призраки»
Cлайд 27
«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего. Оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – одно мгновение»