Работа выполнена ученицей 10 класса Кожариной Дарьей МКОУ «СОШ №5 города Ершова Саратовской области Руководитель: Степанова В.Г. – учитель русского языка и литературы
Cлайд 2
Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик; Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности 1860 года. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской словесности. Дата рождения — 09.11.1818 Дата смерти — 22.08.1883
Cлайд 3
«Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», - признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного охотника». «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», - признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного охотника».
Cлайд 4
Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе? Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе?
Cлайд 5
Исследователь П.Г. Пустовойт замечает «тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи».
Cлайд 6
«небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен». «небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен».
Cлайд 7
«мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами». «мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами».
Cлайд 8
«словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её морозами, метелями и снегами». «словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её морозами, метелями и снегами».
Cлайд 9
Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего». Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего».
Cлайд 10
«Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…» «Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…»
Cлайд 11
По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа». По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа».
Cлайд 12
«…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…» «…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…»
Cлайд 13
Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник»? Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник»?
Cлайд 14
Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской природы, он должен считаться с тем, что природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская». Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской природы, он должен считаться с тем, что природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская».
Cлайд 15
«Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». «Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Cлайд 16
Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа. Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа.
Cлайд 17
Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа, Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…» Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа, Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…»
Cлайд 18
Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни. Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни. Малое количество пейзажей в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.
Cлайд 19
Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста». Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста». Лебедев Ю.В. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1982 год. Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1964 год. Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год. Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год. Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год.