«На дне» — пьеса Максима Горького написанная в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз. Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании. До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. Две противоборствующие стихии — правда и ложь — сталкиваются в пьесе лицом к лицу после появления старика Луки, для которого ложь во спасение равносильна «твоя правда, а не ихняя». История создания пьесы
Cлайд 3
Михаил Иванов Костылев — 54 года, содержатель ночлежки Василиса Карповна — его жена, 26 лет Наташа — её сестра, 20 лет Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет Васька Пепел — вор, 28 лет Клещ — Андрей Митрич, слесарь, 40 лет Анна — его жена, 30 лет Настя — девица, 24 года Квашня — торговка пельменями, под 40 лет Бубнов — картузник, 45 лет Барон — 33 года Сатин — лет под 40 Актёр — лет под 40 Лука — странник, 60 лет Алёшка — сапожник, 20 лет Кривой Зоб, Татарин — крючники Несколько босяков без имён и речей Герои пьесы
Cлайд 4
Жена Костылёва. Она не скрывает цинизма, злобы и ненависти, не притворяется, что любит ближнего. Василиса жадна и любит материальные блага, ночлежники для неё — средство добывания денег. Ради них она способна уничтожить каждого — мужа, сестру. Василиса подобна зверю: “баба лютая”. Василиса Карповна
Cлайд 5
Имя её в переводе с латинского означает “природная”, а одной из ключевых идей Возрождения является культ природы, её гармония и красота. Не случайно Актёр называет её Офелией, то есть воплощённой невинностью, девушкой-ангелом. Она согревает своим теплом окружающих. Наташа внимательна и добра, помогает умирающей Анне и просит Клеща быть с ней ласковее, приводит в ночлежку Луку, вместе с ним слушает россказни Насти о Гастоне и Рауле. Наташа
Cлайд 6
Кавалер пиковой дамы, в картах Таро имеет своё обозначение — “Решение” (“влюблённые”). На карте молодой человек стоит между двумя женскими фигурами. Это понимают как необходимость принять решение в любовных делах. Нечто похожее происходит с Пеплом, оказавшимся между Наташей и Василисой. Васька Пепел
Cлайд 7
Клещ представляет пролетариат: в пьесе мы видим его за работой. Читателей он поражает чёрствостью и цинизмом: Клещ ждёт смерти жены, причиной которой сам и является. Угрюмый и злой, он заслужил у ночлежников самые нелестные прозвища, а также фамилию: он — насекомое-кровосос. Клещ
Cлайд 8
Он содержатель ночлежки , ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв — прямой антипод Алёшки. Костылёв Медведев Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.
Cлайд 9
Жена Клеща. Рассказывает Луке, что никогда не была сыта, всю жизнь тряслась над куском хлеба, мучилась, как бы больше других не съесть, в отрепьях всю жизнь ходила. Анна Настя Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами. Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься
Cлайд 10
Бубнов Позиция Бубнова - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя по тише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С его точки зрения, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался".
Cлайд 11
Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники. Барон
Cлайд 12
Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. Сатин
Cлайд 13
В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает А., рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу. Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может спастись. Актер
Cлайд 14
Василиса обзывает его язычником. Читатель же узнаёт в нём скомороха, родственного Петрушке. Вечно весёлый, Алёшка ни разу не появляется перед зрителями за починкой обуви. Он, как сапожник, пьян, “странствует” по городу и не расстаётся со своей гармошкой, поёт песни и шумит. У него нет неудовлетворённых потребностей, зато есть ярко выраженное жизнеутверждающее начало. Алёшка сознаёт свои особенности — и, безусловно, принимает их: “Зато я весёлый мальчик, зато я хороший”. Алёшка
Cлайд 15
Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке и утешает людей. Чтобы утешить все этих людей в ночлежке, Лука прибегает ко лжи. Лука исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Лука
Cлайд 16
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума.Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные и постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблен в младшую сестру Василисы — Наташу. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картежник и шулер) и Актёр (бывший актер театров), Барон (дворянин, промотавший все состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены. В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наташе уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревает конфликт, заканчивающийся дракой постояльцев, во время которой Пепел избивает и случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряженный момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает и тот остаётся без надежды и копейки денег. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!» Сюжет