«Любовь земная» и «любовь небесная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды» (1871- 1872 гг.)
Cлайд 2
Он родился человеком, не ограниченным своей личностью. Э.Ренан
Cлайд 3
..Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два- три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась.. Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! …Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… «Памяти Ю. П. Вревской».
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Викторина по повести: 1.В каком городе происходили события? ( Франкфурт) 2. Назовите вид транспорта и время отправления Санина домой. (дилижанс, 11-ый час вечера). 3.Сколько лет прошло между началом событий и их завершением? ( 30 лет) 4. Джемма и Санин при обсуждении творчества этого писателя оказались единодушны. О ком идет речь? (Гофман)
Cлайд 7
7. Имя какого полководца упоминается в повести? В чем комизм эпизода? 5.Какие писатели упоминаются в повести? Назовите их. (А.С.Пушкин, Мальц). 6. Какой породы собачка и как ее звали? (пудель Тарталья) ( Наполеон, его собеседника представляет Тарталья)
Cлайд 8
8.В описании портрета героя автор использует сравнение… Какое? ( « напоминал молодую,кудрявую яблоню или лучше: выхоленного, гладкого, толлстоного. Нежного трехлетка бывших « господских» конских заводов») 9.Накануне дуэли герой вспоминает сцену из известного нам романа русского классика, творчество которого мы изучали в этом году. О ком и о какой сцене идет речь? ( А.С.Пушкин, «Евгений Онегин», сцена прощания Ленского с Ольгой)
Cлайд 9
Тургенев певец не плотской любви, а чистой, самоотверженной любви, которая может ограничиться взглядом и намеком, но которая нередко сильнее смерти… С.Л. Толстой, сын Л.Н. Толстого Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. ст-е в прозе «Воробей»
Cлайд 10
Веселые годы, счастливые дни – Как вешние воды промчались они. Из старинного романса
Cлайд 11
Cлайд 12
Композиция повести: кульминация экспозиция эпилог развитие действия завязка жанр дактиль
Cлайд 13
Задание: 1. Составить оценочную лексику для характеристики Санина, Джеммы, Полозовой и Клюбера ( двух по выбору). 2. Ответить на вопрос: «Как решается тема любви в повести?» Тема – Идея – Мотивы -
Cлайд 14
Каковы ваши впечатления о повести? Менялось ли ваше представление о героях и почему? Какие ассоциации возникли после чтения вступления?
Cлайд 15
Чем привлекает Санина Джемма? Какие черты характера героини проявляются в ее поведении?
Cлайд 16
Какое впечатление вызывает жених Джеммы? На чем акцентирует внимание рассказчик? Можно ли говорить о любви Клюбера и Джеммы? Что объединяет Санина и Джемму? Как в думаете, почему автор вначале знакомит нас с эпизодом из жизни героя, а только потом с его внешностью?
Cлайд 17
Прочитайте строки, описывающие состояние влюбленного героя. ( гл. ХХХV). Прокомментируйте строки «Первая любовь- та же революция, однообразно - правовой строй жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя…» Какой в представляете музыку к данному эпизоду? Какой эпитет для характеристики любви героев (возвышенная или земная) вы бы подобрали? Почему?
Cлайд 18
Хотя Санин искренне любит Джемму, еще до появления Марии Николаевны Полозовой читатель может усомниться в в их будущем счастье. Почему? Найдите подсказки автора. Какой предстает перед нами Полозова? Сравните взаимоотношения Дмитрия с обеими девушками. Что испытывает герой?
Cлайд 19
Сопоставьте героинь: Джемма Мария Николаевна
Cлайд 20
Как вы оцениваете поступки Санина? Как решается тема любви в повести? Домашнее задание: по учебнику стр. 228-236, подготовить сообщение о романе «Отцы и дети».