Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе (2 часа). Нравственная проблематика и язык повести И.С.Тургенева «Первая любовь». Повторение синтаксиса сложного предложения.
Cлайд 2
Цели урока: 1) на материале повести И.С. Тургенева «Первая любовь» систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста; 2) развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку; 3) способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство.
Cлайд 3
Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… И.С. Тургенев Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И.С.Тургенев
Cлайд 4
Варвара Петровна Лутовинова. Мать писателя. Сергей Николаевич Тургенев. Отец писателя.
Cлайд 5
Я лег, но даже глаз не закрыл. Скоро я заметил, что ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы. Я приподнялся и глянул в окно. Переплет его четко отделялся от таинственно и смутно белевших стекол. «Гроза»,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне.
Cлайд 6
Обращаясь к «Толковому словарю», найдите толкование выражения «воробьиная ночь». Воробьиная ночь – короткая летняя ночь, а также ночь с непрерывной грозой и зарницами.
Cлайд 7
Я лег, но даже глаз не закрыл. Скоро я заметил, что ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы. Я приподнялся и глянул в окно. Переплет его четко отделялся от таинственно и смутно белевших стекол. «Гроза»,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне.
Cлайд 8
Объясните слово «обожание», подберите к нему синонимы, антонимы Обожание – чувство сильной любви, преклонение перед кем-чем-нибудь. Обожание – любовь. Обожание – ненависть.
Cлайд 9
Указать тип предложения: а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи. 1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился. 2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял. 3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны. 4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней. 5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду. Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.
Cлайд 10
Определить вид придаточных: а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия; г) уступки; д) цели. 1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок. 2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому. 3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня. 4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился. 5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя. Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.
Cлайд 11
Диктант с самопроверкой С замиранием испуга, с каким-то ужасом недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и все-таки я никак не мог понять, что такое я видел… Но тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно…
Cлайд 12
V. Домашнее задание. 1 вариант – составить сложные предложения по теме «Что такое настоящая любовь?»; 2 вариант – написать сочинение-рассуждение (миниатюра) по теме «Существует ли настоящая любовь?»; 3 вариант – написать лирическую миниатюру на тему «Любовью дорожить умейте…»
Cлайд 13
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И.С.Тургенев