ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: РОССКИЙСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Литературные аргументы для сочинений: правдивость и актуальность произведений, интересные особенности биографий Презентация ученика 10 «б» класса гимназии «Вертикаль» (г. Москва) Румянцева Василия
Cлайд 2
Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской дворянской литературы XIX века: «без знатных дел знатное состояние – ничто».
Cлайд 3
Д.И.Фонвизин «Недоросль» (1782 г.)
Cлайд 4
Cлайд 5
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (1825 г.) Ушел из жизни 11 февраля 1829 г. в 34 года: Чацкий - об идеале, видимо, самого поэта: «Теперь, пускай из нас один ...найдется .., не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В НАУКИ ОН ВПЕРИТ УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ». А Фамусов - отец своячничества: «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..» Скалозуб: «Орденок? За третье августа; засели мы в траншею: ему (брательнику) дан с бантом, мне на шею».
Cлайд 6
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)
Cлайд 7
Cлайд 8
Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)
Cлайд 9
Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)
Cлайд 10
Cлайд 11
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)
Cлайд 12
«Ревизор» (1836 г.) Хлестаков Иван Александрович - «молодой человек, лет 23-х, тоненькой, худенькой; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно... Одет по моде» (и одежда, вероятно, ГЛАВНОЕ). Любой человек на месте ревизора любой наружности и возраста был бы точно так же облагодетельствован, как и молодой и худосочный авантюрист Хлестаков.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Необычность образования М.Ю.Лермонтова Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (мать Марья Михайловна Лермонтова умерла в 1817 г., когда Михаилу не исполнилось еще и трех лет). 1 сентября 1828г. был зачислен в Московский университетский благородный пансион в 4 класс. Знал 4 языка, занимался РУКОДЕЛИЕМ, играл на 4-х музыкальных инструментах - семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), написал 400 картин.
Cлайд 16
«...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский) Это говорит об условности выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновении поэтических образов и символов, подчиненности общему пафосу поэзии.
Cлайд 17
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 1) отрицание существующей действительности — "Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840); 2) бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841); 3) судьба поколения — "Монолог" (1829), "Дума"(1838); 4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841); 5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841); 6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841); 7) тема гордого одиночества, непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840); 8) мотивы усталости и безысходности — "И скучно и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841); 9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1831), "Бой" (1832); 10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св. Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841); 11) образ поэта, судьба его творений — "Я жить хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") (1837), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).
Cлайд 18
Из стихотворения «Дума» (1838 г.) – о жизни общества и необходимости борьбы его прогрессивных сторон за справедливость К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
Cлайд 19
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – о русском языке
Cлайд 20
И.С.Тургенев в коротком рассказе «Воробей» (1878 г.) «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Cлайд 21
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.) Родился в дворянской семье, где было 14 детей. Не закончил Ярославскую мужскую гимназию. Дед проиграл все их состояние в карты, отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1746—1807) - военный, мать (из более богатой семьи) - Елена Андреевна Закревская (1801—1841).
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Н.А.Некрасов не имел высшего образования, но стал известным поэтом Два года посещал занятия в Петербургском университете вольным слушателем, не получив высшего образования. Ужасная нужда закалила его характер. Мать поэта - главный положительный женский образ всех известных произведений поэта.
Cлайд 25
Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда Окна квартиры поэта на Литейном проспекте в Петербурге смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Н.А.Некрасов, вероятно, именно там наблюдал эти сцены НЕСПРАВЕДЛИВОГО МИРОУСТРОЙСТВА, которые остаются актуальными во многих странах, борющихся с коррупцией. Подъезд по праздникам встречает «дорогих»гостей (они не дороги для поэта). А в обычные дни подходят - кто такие? - не для автора, для персоны – «убогие», «безвестные» (раз бедные) лица, которые говорят: «Суди его бог!», потому что швейцар никого не пускает. А владелец роскошных палат, «считающий жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство... «ПРОЖИВЕШЬ ТЫ СО СЛАВОЮ». И далее – «герой, ВТИХОМОЛКУ ПРОКЛЯТЫЙ ОТЧИЗНОЮ, возвеличенный ГРОМКОЙ ХВАЛОЙ».
Cлайд 26
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) 8 месяцев находился под следствием, 4 года на каторге чернорабочим, заболев эпилепсией, затем переведен рядовым на военную службу, где отбыл еще 3 года. Из дневника писателя: «Без связующей, общей, нравственной и гражданской идеи нельзя взрастить поколение и пустить его в жизнь! Но сами-то они (современные ОТЦЫ) все вместе утратили целое, потеряли общее, разбились по частям; соединились лишь в отрицательном, да и то кое-как, и разделились все в положительном, а в сущности и сами даже не верят себе ни в чем, ибо говорят с чужого голоса, примкнули к чуждой жизни и к чуждой идее и потеряли всякую связь с родной русской жизнью». «Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов».
Cлайд 27
Три главных темы в произведениях Ф.М.Достоевского Три основных темы занимали Ф.М.Достоевского с особой силой, особенно на вершинах его творчества и его жизни: 1) отношение русской самобытности к западной культуре — тема славянофилов и западников; далее — 2) глубокий дуализм Русской народной души, т. е. борьба двух начал — темного и светлого, два полюса в этой душе; и, наконец, 3) самая важная, самая основная тема — мировая по своему значению, самая глубокая тема, которая господствует над всем, от которой зависит все отношение к жизни, как жизни собственной, так и жизни мира, — вопрос об отношении мира и Бога, вопрос о зле в мире, вопрос, можно ли с этим злом, царящем в мире, совместить веру в Бога, можно ли вообще верить в Бога.
Cлайд 28
Cлайд 29
Один из афоризмов Ф.М.Достоевского:
Cлайд 30
Cлайд 31
Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.) Написал 47 пьес. Первая пьеса – 1847 г. – «Семейная картина». Вторая (комедия) - «Свои люди - сочтемся!» - была написана в 1849 г. и принесла признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а А.Н.Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского».
Cлайд 32
Пьеса «Таланты и поклонники» (1882 г.) Резюме пьесы. Мелузов (студент, от которого ушла к богатому человеку невеста-актриса): У нас, у горемык, у тружеников, есть свои радости, которых вы не знаете, которые вам недоступны. Дружеские беседы за стаканом чаю, за бутылкой пива о книжках, которых вы не читаете, о движении науки, которой вы не знаете, об успехах цивилизации, которыми вы не интересуетесь. Бакин: Вы не обидчивы; а я думал, что вы меня на дуэль вызовете. Мелузов: Дуэль? Зачем? У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете.
Cлайд 33
Некоторые афоризмы из пьес А.Н. Островского «Гроза» (1859), Кабаниха: «Чужая душа – потемки». «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877), Платон Зыбкий: «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни». «Бесприданница» (1878), Карандышев: «И самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».
Cлайд 34
Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – и нравственном начале бытия и осознания произведений литературы
Cлайд 35
Cлайд 36
Письмо А.М.Калмыковой, 1896 г.
Cлайд 37
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) «Вишневый сад», Трофимов П.С.: «Вся Россия наш сад», «Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего». Записные книжки. Дневник: «У бедных просить легче, чем у богатых». «Чайка», Аркадина И.Н.: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».