Презентацию к уроку литературы по творчеству А.Т.Твардовского выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Орлова Валентина Ивановна
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Цели урока 1. Обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского. 2. Значение творчества и общественной деятельности. 3. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Братья». 4. Развитие интереса к творчеству великого поэта.
Cлайд 5
Эпиграф А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов
Cлайд 6
Cлайд 7
Мать - Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи. Отец - Трифон Гордеевич человек начитанный, по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Некрасова и др. Первое стихотворение, написанное в детстве, было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд. В 14 лет стал писать свои стихотворения.
Cлайд 8
Учился в Смоленском пединституте. 1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.
Cлайд 9
пишет о них проникнутые любовью, грустью стихотворения. Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.
Cлайд 10
1936г. – пишет поэму “Страна Муравия”, за которую наградили орденом Ленина.
Cлайд 11
1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.
Cлайд 12
1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского.
Cлайд 13
1941-1942гг. – работал в Воронеже в редакции газеты «Красная Армия» 1941,1946,1947- лауреат Сталинской премии.
Cлайд 14
1946г. – поэма «Дом у дороги» 1950-1960гг. – поэма «За далью даль» В данных поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
В основу этого стихотворения легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.
Cлайд 18
Cлайд 19
Философское осмысление жизни, восприятие природы как единого и вечного мира, частица которого человек, обращение к большим и малым событиям истории страны – таков диапазон поздних стихотворений Твардовского, собранных в книге «Из лирики этих лет»(1967)
Cлайд 20
Поэма «По праву памяти» 1966-1969гг. – работает над поэмой «По праву памяти», опубликованной в наши дни. Поэма рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина, о трагедии тех, на кого тяжким грузом легло клеймо «сын врага народа».
Cлайд 21
1950-1954 и1958-1970гг. –главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.
Cлайд 22
В 1971году поэт заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.
Cлайд 23
Cлайд 24
Современники о А.Т.Твардовском «Один из великих поэтов 20-века»,-так называл его Константин Симонов. «Поэт громадной мощи»,-считал Юрий Трифонов. «Собиратель литературы. Авторитетнейший судья. Властитель поколения»-это высказывание Федора Абрамова.
Cлайд 25
Анализ стихотворения «Братья» Какие картины детства описаны в этом стихотворении? Что привносит повторение слов «свой»? С каким чувством вспоминает свое детство поэт? С какой целью используются диалектные слова: ухватка, обапол? Как вы объясните их значение?
Cлайд 26
Лексическая работа Ухватка – прием, уловка, образ телодвижения, сноровка или привычка. (словарь В.И.Даля) Обапол – предлог и наречие –около, подле, возле, близко. (словарь В.И.Даля) Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами. (словарь С.И.Ожегова)
Cлайд 27
С какими страшными событиями репрессий связана концовка стихотворения? Какое они имеют значение для смысла стихотворения – главное или второстепенное? Сформулируйте кратко ваше впечатление от этого стихотворения.
Cлайд 28
Выводы А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.