Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Учитель русского языка и литературы, Жукова А.А.
Cлайд 2
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”
Cлайд 3
Cлайд 4
“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”. (П.Вайль, А.Генис )
Cлайд 5
Престепление Наказание Возмездие Расплата Расчет
Cлайд 6
Радион Романович Раскольников
Cлайд 7
список всевозможных жанров: Выберите и запишите подходящие. Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический Фантастический Социальный детективный Политический Приключенческий Роман-трагедия Роман-исповедь Сатирический Биографический Семейный Автобиографический Идеологический
Cлайд 8
список композиционных элементов: Портрет Пейзаж Описание местности Авторская характеристика Лирическое отступление Диалог Внутренний монолог Повествование (история жизни, поступки)
Cлайд 9
Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
Cлайд 10
Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910) Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911) Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911) Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)