Реализм (1860-1880) Жанры: социально-бытовой роман, психологический роман, социально – психологический (Г.Джеймс, У.Д.Хоуэллс) Характерно: Акцент на обыденности, повседневности; типизация образов; реальность-средство познания себя и мира; правдивость деталей. Истоки: Окончание гражданской войны Модернизм (1920-е – 1970-е) Жанры: стихотворения, баллады, сонеты, роман "продолженный настоящий" (Гертруда Стайн) Э.Паунд, Т.С.Элиот,. Характерно: субъективизм, поток сознания, формализм. Истоки: Теории Фрейда и Юнга индустриализация; частая смена политических режимов Авангард с 20 -х - 30-х Жанры: свободный стих, интеллектуальная проза «Потерянное поколение» (1920 – 1930-е) Жанры: военный роман Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Фицджеральд. Характерно: трагическая тональность, самопознание, лирическое настроение Истоки: Первая мировая война «Бит-поколение» (сер.50-х–нач. 60-х) Жанры: поэзия, романы Д.Керуак, А.Гинзберг Характерно: Отрицание морали; вызов общепринятому; героизация маргинальных слоёв Истоки: модернизм; движение «За свободу США»; маккартизм (1950-1954-х гг.) США XX век Литературные направления Имажизм с начала 10-х -20-х Натурализм (1890-е – 1920-е гг.) Жанры: «Великий американский роман» - (Т. Драйзер «Сёстры Керри»); роман в новеллах (серия зарисовок). Ю.О’Нил, Д. Стейнбек. Характерно: человек как физический объект, биологическое начало человека, изображение тяжелых условий; поворот искусства лицом к правде; научные методы=литературное творчество. Истоки: реализм, позитивизм, естественные науки Постмодернизм (1960-е – 1970-е) Жанры: новеллы, романы Джон Гарднер , Кен Кизи, Джон Апдайк, Джон Барт. Истоки: внутренняя свобода автора; затрудненность повествования; отрицание абсолютов Истоки: Отрицание модернизма, соц.реализм Школа черного юмора (с кон.60-х) Жанры: проза «сырого факта» (новый журнализм), документальный жанр, «исповедальная лирика» Характерно: мир как хаос, смех над отталкивающим; обилие аллюзий; Театр абсурда (с 50-х) Жанры: «трагикомедия» («В ожидании Годо» С. Беккета); «трагифарс» («Стулья» Е. Йонеско); «анти пьеса» («Лысая певица» Е. Йонеско); «псевдо драма» («Жертвы долга» Е. Йонеско). Характерно: гротеск; черный юмор; отказ от реалистичных ситуаций. Истоки: протест общества на ядерные вооружения; философия дадаизма
Cлайд 3
Реализм (1860 – 1888 гг) направление в литературе и искусстве. Реализм исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии. Характерные черты: Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Истоки и предпосылки: 1860-е гг.- Гражданская война между Севером и Югом.
Cлайд 4
Натурализм (1890-1920 гг.) (фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает человека как физический объект, управляемый биологическими импульсами и законами среды, одинаково ему не подвластными. Характерные черты: Биологическое и физиологическое начало человека Перенос научных методов на литературное творчество. Изображение тяжелых социальных условий. Пессимистический взгляд на жизнь. Направленность против литературы украшательского толка. Цель: повернуть искусство лицом к правде. Истоки и предпосылки: Реализм - 1890 – 1900 – позитивистское мировосприятие (позитивизм) - Развитие естественных наук
Cлайд 5
«Потерянное поколение» (20-е – 30-е гг.) сложилось в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. «Потерянность» - следствие разрыва писателя и с системой ценностей, и с представлениями о тематике и стилистике текстов. Жестокости и хаосу мира способна противостоять «ярость» творческого усилия Характерные черты: Творческая зависимость писателей США от их старших английских современников Трагическая тональность Самопознание Лирическое напряжение Присутствие черт реализма Истоки и предпосылки: - 1917 – 1918 – Первая Мировая война. - 20-е годы – время резких контрастов. - 20-е годы – популярным становится Зигмунд Фрейд. Изменение системы ценностей. - Октябрь 1929 год – «ВЕЛИКАЯ депрессия»
Cлайд 6
Модернизм (20-е – 70-е гг.) направление в искусстве и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам, к условности стиля. Характерные черты: Отсутствие декадентской предыстории Пропаганда культа «чистого искусства» Формализм Техника потока сознания Субъективизм Истоки и предпосылки: Теории Фрейда и Юнга Ускорение темпов индустриализации Постоянная смена политических режимов
Cлайд 7
Бит-поколение (сер. 50-х — нач. 60-х) термин, используемый для обозначения группы американских писателей и деятелей искусства середины 50-х — начала 60-х годов, а также порождённое ими культурное движение, иногда называющееся «битниками». Характерные черты: Отрицание морали Бунтарство, вызов общепринятому Героизация маргинальных слоёв Истоки и предпосылки: • Литература «потерянного поколения», модернизм • «Холодная война» с СССР(1945 – 1991); движение «За свободу США» • Маккартизм (1950-1954-х гг.) • Конформистское единодушие нации; • Нуворишеская кичливость своим материальным благополучием;
Cлайд 8
«Черные юмористы» с конца 60-х одна из современных постмодернистских школ, по способу видения и отражения жизни примыкающая к литературе абсурда. Базовый принцип: восприятие мира как хаоса. Характерные черты: • пародирование всех мифов и стереотипов; • сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим; • обилие аллюзий; • условные персонажи-марионетки; усложнённый, вычурный язык Истоки и предпосылки: - Постмодернизм, экзистенциалистские концепции бытия. 1965 – Военные действия продолжаются. 1965 – Кровавые распри. Чёрные против белых. 1965 – Бунт чернокожих, борьба за права. 1965 – Ку-клукс-клан в действии.
Cлайд 9
Постмодернизм (с 1960-х) протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития Характерные черты: внутренняя свобода автора намеренная затрудненность повествования Интертекстуальность Герои лишены характеристик отрицание тотальности, абсолютов Истоки и предпосылки: - модернизм (его отрицание) Авангардизм Социальный реализм
Cлайд 10
Театр абсурда (с 1950-х) одно из модернистских направлений в драматургии и театре XX века. Характерные черты: крайняя натуралистичность пародия гротеск черный юмор отрицание реалистичных ситуаций и персонажей Истоки и предпосылки: 1958 - Ядерные вооружения и протест общества. Философия дадаизма Авангардистское искусство 20-х годов
Cлайд 11
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм. Маккартизм - политика административных и судебных репрессий в США в 1950гг., создающая атмосферу запугивания, шантажа и угроз, направленных против левых деятелей и организаций. Д.Маккарти - американский конгрессмен.
Cлайд 12
Конформи зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо рмность». Нувориш(от франц. nouveau riche — букв.: новый богач) — быстро разбогатевший человек, богач-выскочка, пробивающийся в высшие слои общества.