Литература Серебряного века Обзорная лекция для 11 класса
Cлайд 2
Содержание лекции: 1. Историческая ситуация в России рубежа XIX-XX веков. 2. Русская литература на рубеже веков. 3. Яркие представители Серебряного века. А). Традиции реализма XIX века и неореализм XX века. Б). Символизм и его представители. В).Представители акмеизма. Г). Футуристы. Д).Неокрестьянские поэты. Е). Писатели, не входившие в литературные группы.
Cлайд 3
Новые понятия: Серебряный век Декаданс Неореализм Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Неокрестьянская поэзия Имажинизм Партийная литература
Cлайд 4
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Ф.И.Тютчев
Cлайд 5
Историко-культурная ситуация в России рубежа веков Сильная позиция на мировом рынке Размах деятельности образованных купеческих семей Культурный расцвет Непоследовательно проводимые властью реформы Раскол между интеллигенцией и властью, интеллигенцией и церковью, интеллигенцией и народом Революции, войны.
Cлайд 6
Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А.А.Блок
Cлайд 7
Серебряный век – эпоха наивысшего расцвета русской культуры рубежа веков (по аналогии с «золотым», XIX, веком). Термин ввёл Н.А.Оцуп в 1933г. в журнале «Числа». Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – Моя пустынная душа. К.Д.Бальмонт
Cлайд 8
Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
Cлайд 9
Живопись рубежа веков В.Серов «Похищение Европы» М.Нестеров «На земле покой» М.Врубель «Сидящий Демон»
Cлайд 10
Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм
Cлайд 11
Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализма Философия модернизма н.XX в. Истина Едина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола. Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. Герой Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви. Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему. Высшие ценности Духовные, христианские идеалы Личность в её многообразии Цель искусства Гармонизация жизни Выражение себя и своего понимания мира и человека.
Cлайд 12
Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы. Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя. Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало. Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики. Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Чехов Антон Павлович 1860-1904
Cлайд 13
Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Куприн Александр Иванович 1870-1938 Зайцев Борис Константинович 1881-1972 Вересаев Викентий Викентьевич 1867-1945
Cлайд 14
Писатели-реалисты Максим Горький 1868-1936 Короленко Владимир Галактионович 1853-1921 Андреев Леонид Николаевич 1871-1919 Замятин Евгений Иванович 1884-1937
Cлайд 15
Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.
Cлайд 16
Старшие символисты Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) Сборник «Русские символисты» (1894) «Создания искусства – приотворённые двери в вечность». Мережковский Дмитрий Сергеевич 1866-1941 Брюсов Валерий Яковлевич 1873-1924
Cлайд 17
Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945 Бальмонт Константин Дмитриевич 1867-1942 Фёдор Сологуб 1863-1927 Кузмин Михаил Алексеевич 1875-1936
Cлайд 18
Младосимволисты «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок) Андрей Белый 1880-1934 Александр Александрович Блок 1880-1921 Иванов Вячеслав Иванович 1866-1949
Cлайд 19
Акмеисты Ахматова Анна Андреевна 1889-1966 Мандельштам Осип Эмильевич 1891-1938 Гумилёв Николай Степанович 1886-1921 Сергей Городецкий 1884-1967
Cлайд 20
Футуристы Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930 Бурлюк Давид Давидович 1882-1967 Игорь Северянин 1887-1941 Велимир Хлебников 1885-1922
Cлайд 21
Неокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есенин Сергей Александрович 1895-1925 Орешин Пётр Васильевич 1887-1938 Клюев Николай Алексеевич 1884-1937
Cлайд 22
Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волошин 1877-1932 Борис Леонидович Пастернак 1890-1960 Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939 Марина Ивановна Цветаева 1892-1941
Cлайд 23
Вопросы: Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Какие философские идеи занимали умы человечества? Кто ввёл определение «Серебряный век»? Какие направления существовали в литературе рубежа веков? Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века? Что обозначает понятие «модернизм»? Что подразумевается под понятием «Партийная литература»? Назовите представителей «Серебряного века».
Cлайд 24
Презентацию выполнила Смирнова Марина Олеговна, работаю учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе №1 г.Луги