Былины. Русский богатырский эпос Литература. 7 класс
Cлайд 2
Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былины Цель урока – рассмотреть былину с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.
Cлайд 3
Основные вопросы, на которые ищем ответ: что такое народный эпос? что такое былина? по каким признакам можно отличить былину от других произведений? как возникли и исполнялись былины? на какие группы делятся былины? какие известны былинные циклы? о чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? в чём заключается своеобразие былинных образов? какие выразительные средства используются в былинах?
Cлайд 4
Эпические сказания В разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. Карелы называли эти песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины. Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос». Вяйнямёйнен, играющий на кантеле
Cлайд 5
Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы. В.Васнецов «Гусляры»
Cлайд 6
Для народного эпоса характерны: 1) широкий охват событий в пространстве и во времени; 2) патриотическая направленность; 3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; 4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.
Cлайд 7
Былина (старина) «фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева) «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах) «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия) «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский) «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)
Cлайд 8
Былина песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) рассказывает о поступках народных героев - богатырей отражает исторические события Древней Руси, главным образом - XI – XVI в.в.
Cлайд 9
Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа. Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. Существуют различные классификации русского былинного эпоса. В.Васнецов «Баян»
Cлайд 10
Былины (по В.Аникину): древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче; галицко-волынские – о Дюке; псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские – об Иване-гостином сыне; брянские – о князе Романе и братьях Ливиках... В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.
Cлайд 11
Основные циклы былин действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования – князь Владимир; основная тема – защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси; основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович основные герои – Садко, Василий Буслаев; затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде; исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны.
Cлайд 12
О чём рассказывают былины? О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными врагами; о встречах и спасении родных; о сватовстве и борьбе героя за невесту; о состязаниях между богатырями... Г.Травников «Былина»
Cлайд 13
Своеобразие былинных образов Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли.
Cлайд 14
Своеобразие былинных образов Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя. Н.Карзин «Пир у князя Владимира»
Cлайд 15
Своеобразие былинных образов Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине. Ю. Арсенюк «Богатырская застава»
Cлайд 16
Святогор Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет. А.Рябушкин «Святогор»
Cлайд 17
Вольга Святославич (Волх Всеславич) Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину. И.Билибин «Вольга»
Cлайд 18
Микула Селянинович Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч. Е.Кибрик «Микула Селянинович» И.Билибин «Вольга и Микула»
Cлайд 19
Добрыня Никитич Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства. С.Москвитин «Добрыня Никитич»
Cлайд 20
Илья Муромец Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу. Е.Кибрик «Илья Муромец»
Cлайд 21
Илья Муромец По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.
Cлайд 22
Илья Муромец Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.
Cлайд 23
Алёша Попович Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец. К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»
Cлайд 24
В.Васнецов «Богатыри»
Cлайд 25
Садко Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях. К.Васильев «Садко и владыко морской»
Cлайд 26
Богатыри святорусские Сухман Бова-королевич Василий Буслаев Ян Усмарь Настасья Микулична
Cлайд 27
Средства создания образов Художественное преувеличение: Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал перемахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал. В.Васнецов «Богатырский скок»
Cлайд 28
Средства создания образов Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим: Богатырь выезжает на своём коне «как есён сокол», «как бы белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит». Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)
Cлайд 29
Особенности поэтического языка Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, травушка-МУРАВУШКА, палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ... В.Васнецов «Баян» (эскиз)
Cлайд 30
Особенности поэтического языка Повторения слов: тавтологические ( «черным-черно», «много-множество»); синонимические ( «злодей-разбойник», «драться-ратиться») Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха) Б.Ольшанский «Из тёмной глубины веков»
Cлайд 31
Композиция Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой: Высока ли высота поднебесная, Глубока глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты Непровския... М.Щрилёв «Скоморохи»
Cлайд 32
Композиция Первая обязательная часть сюжета (рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о месте действия, о том, откуда выезжает богатырь): В славном великом Нове-граде А и жил Буслай до девяноста лет... М.Щрилёв «Утро Новгорода Великого»
Cлайд 33
Композиция традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую: А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному... А ревел-то Алёшенька по-звериному, Зашипел-то Алёша по-змеиному...
Cлайд 34
Композиция заключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения: То старина, то и деяние. Тут Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют, Им славу поют да веки по веку.
Cлайд 35
Основной композиционный приём противопоставление: Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные качества защитника – безнравственности захватчиков; русичи – кочевникам и т.д. В.Баринин «Илья Муромец» (лаковая миниатюра)