Система уроков по творчеству В.В. Маяковского (изучение нового материала) Часть 1. Раннее творчество В.В. Маяковского* *Данная презентация, посвященная раннему творчеству В.В. Маяковского, представляет собой первую часть мультимедийного сопровождения к системе уроков по творчеству поэта. Вторая часть представлена в презентации Клишовой О.Г. Выполнила: Абдуллаева Джанзала Бунятовна, учитель русского языка и литературы Гимназии № 56 2007
Cлайд 2
Цели и задачи: Расширить возможности восприятия учащимися учебной темы за счет использования изобразительного ряда и аудиоматериалов. Разнообразить формы работы на уроке, используя сопоставительный анализ источников и поэтических текстов. Активизировать знания учащихся по теории и истории литературы. Закрепить навыки учащихся в анализе поэтического текста. Используя мультимедийное сопровождение, реализовать проблемный подход к изучению литературы. Сформировать интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. С помощью компьютерной презентации сформировать у учащихся полное представление о культурно-исторической эпохе, личности и творчестве поэта. Сформировать у учащихся личностное отношение к поэзии В.В. Маяковского.
Cлайд 3
«Я – ваш поэт» ??? Ваш ли поэт Маяковский ???
Cлайд 4
«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский «Первое непосредственное впечатление от чтение раннего Маяковского – безусловная исключительная одаренность автора… Перед нами совершенно новый поэт, даже теперь… ничего не утративший от своей новизны и оригинальности…» Ю. Карабчиевский
Cлайд 5
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч... – нужна лишь дача на реке. Д.Бурлюк, А. Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников (1912) • Отрицание искусства прошлого и настоящего • Свобода словотворчества и словоновшества • Вызов общественному мнению, эпатаж "Пощечина общественному вкусу" Только мы -- лицо нашего Времени. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч… с парохода современности.
Cлайд 6
«Еще даже не ясно, о чем и зачем, но сразу ощутима напряженность речи, звуковая, ритмическая, эмоциональная и все строки пронизывающая энергия» Ю. Карабчиевский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (1913)
Cлайд 7
??? Охарактеризуйте лирического героя Маяковского. Покажите двойственность отношения Маяковского к окружающему миру. Продолжите таблицу, сопоставив стихотворения: «Нате» (1913) «Кофта фата» (1914) «Вам!» (1915) «Гимн обеду» (1915) «Дешевая распродажа» (1916) «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916) Грядущие люди! Кто вы? Вот – я Весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.
Cлайд 8
«Я» и «они» Лирический герой и общество • …я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. • Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. Желтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, профланирую шагом Дон-Жуана и фата. • …все, чем владеет моя душа,… - все это – хотите? – сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье. • В какой ночи, бредовой, недужной, какими Галиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?
Cлайд 9
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа – быстрошерстая быстрая кошка – плыла, нагибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку притиснул; пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая. (1912) Метафора Эпитет Цветопись Гипербола Антитеза Анафора Сравнение Литота Оксюморон Метонимия Гротеск Аллитерация Какие художественные средства использует Маяковский в стихотворении?
Cлайд 10
Ничего не понимают Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный: «Будьте добры – причешите мне уши». Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось, как у груши. «Сумасшедший! Рыжий!» - запрыгали слова. Ругань металась от писка до писка, и до-о-о-о-лго хихикала чья-то голова, выдергиваясь из толпы, как старая редиска. (1913) ??? Проанализируйте одно из ранних стихотворений поэта
Cлайд 11
Мама, ваш сын прекрасно болен... У него пожар сердца… Мария Денисова Лиля Брик Татьяна Яковлева Вероника Полонская
Cлайд 12
??? Что такое любовь в понимании Маяковского ??? Ответьте на вопрос строчками стихотворений, продолжив предложенный ряд. Ураган, огонь, вода подступают в ропоте. Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте… Надо мною, Кроме твоего взгляда, Не властно лезвие ни одного ножа. В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. «Любовь – это сердце всего»
Cлайд 13
Громада-любовь» и «громада-ненависть» в поэме «Облако в штанах» Четыре крика «долой!» Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе!