Выполнила Терехова М.С. Рекомендации (шпаргалки) для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ методические рекомендации для учащихся по подготовке к ЕГЭ; особенности типов заданий; тренировочные задания из открытых вариантов КИМ; тренировочные варианты ЕГЭ; критерии проверки и оценки выполнений заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3; Список художественных текстов для обязательного чтения.
Cлайд 5
Cлайд 6
ПРОБЛЕМА Отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ
Cлайд 7
ЦЕЛЬ Создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ
Cлайд 8
ЗАДАЧИ проанализировать существующую литературу по проблеме; изучить структуру КИМов и критерии проверки и оценки работы; составить словарик литературоведческих терминов; проанализировать список художественных текстов и разделить весь материал на блоки; познакомиться с алгоритмами и памятками анализа эпического, драматического и лирического произведений; изучить подробнее рекомендации к созданию сочинений (часть С5); познакомиться с рекомендациями психологов при подготовке к ЕГЭ.
Cлайд 9
Подготовка к экзамену: Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах. Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы. Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее интересен и приятен. Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями текстовых занятий. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2 минут). Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Cлайд 10
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Cлайд 11
ТЕОРИЯ
Cлайд 12
ТЕОРИЯ
Cлайд 13
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с конкретным произведением; Влияние общественной жизни на замысел произведения; Отражение времени; Подражание историческим лицам.
Cлайд 14
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Cлайд 15
Cлайд 16
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА. 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые). 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название. 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде. 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков. 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.). 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода. 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода. 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
Cлайд 20
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения; Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений); Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются; Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности; Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью; Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается; Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Cлайд 21
ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ. Автор, заглавие; Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо); Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия); Сюжет, композиция, проблема; Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения; Лирический герой; Место автора в произведении; Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения; Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи); Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); Ваше мнение.
Cлайд 22
ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ. Как писать сочинение? Композиция сочинения: Вступление Основная часть Заключение
Cлайд 23
ВСТУПЛЕНИЕ Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
Cлайд 24
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
Cлайд 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой, но емкой; Органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Cлайд 26
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК. Оценка выполнения заданий С1 и С3 Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют. 3 Оценка выполнения заданий С2 и С4 Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. ( 2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют. 3
Cлайд 27
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе баллы Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. 3 2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями. 3 Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3 3. Обоснованность привлечения текста произведения. 3 Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). 3 4. Последовательность и логичность изложения. 3 Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3 5. Следование нормам речи. 3 Максимальный балл 15
Cлайд 28
ТРУДНОСТИ Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п.; Недостаток информационной базы; Большой объем материала; Отсутствие необходимой практики в написании сочинения на уроках литературы; Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ.
Cлайд 29
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ Большой объем материала Читательский дневник
Cлайд 30
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Имя писателя Название произведения Имена и главные герои Темы, идеи, проблемы Иван Алексеевич Бунин « Деревня » Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска; Серый Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью.