Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
Cлайд 2
Повторение Сентименталисты и романтики нашли языковые средства для изображения внутреннего мира человека. В лирике Жуковского ослаблено предметное значение слов и на первый план выдвинуто эмоциональное, то, что открывается именно в этом словосочетании. Слово, благодаря своей многозначности, не столько изображает предмет, сколько выражает таинственные движения души, вызванные этим предметом.
Cлайд 3
Открытия Жуковского были подхвачены и развиты в романтическом творчестве А.С. Пушкина. Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Прочитайте строки послания «К Чаадаеву»
Cлайд 4
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Найдите в тексте отвлечённые имена существительные. Что обозначает каждое из них? Какие чувства и мысли вызывают они у вас?
Cлайд 5
Отвлечённые существительные любви, надежды, славы, обман значат не только то, что сказано о них в толковом словаре. За каждым встаёт целый комплекс чувств и мыслей. Слова многозначны.
Cлайд 6
Мы можем понять слова первой строки в политическом смысле: рассеялся обман любви и надежд, обращённых к высшей власти. Действительно, в начале 19 века передовые люди надеялись, что царь дарует стране конституцию, но надежды не оправдались.
Cлайд 7
Могут возникнуть и другие ассоциации: ведь вся лицейская лирика Пушкина говорила о наслаждениях любви, о тихой славе в кругу друзей, о счастье личности, удалившейся от суеты света в мир тихих радостей. Прежние идеалы воспринимаются как несбыточные и незрелые, но чистые и прекрасные, они ушли, оставив не горечь разочарования, а светлые воспоминания.
Cлайд 8
Докажите, что в тексте использованы многозначные слова гражданского звучания . Многозначны слова гражданского звучания: отчизна, вольность, свобода, честь, самовластье. Это слова-символы, слова- сигналы. (Г.А.Гуковский) Какова роль этих слов в стихотворении? Благодаря им и другие слова, обычно связанные с темой любви, тоже наполняются гражданским смыслом.
Cлайд 9
Найдите в тексте слова, которые противопоставляются друг другу как символы блага и символы зла. Гнёт власти роковой, самовластье Вольность святая, отчизна, свобода, честь В чём роль противопоставления?
Cлайд 10
Звезда счастья, пленительного Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Вдумайтесь в метафору «звезда пленительного счастья». Какое слово заменяет это описательное выражение (перифраз)? Какие слова усиливают положительную эмоцию, которую несёт слово «звезда»?
Cлайд 11
Какие средства синтаксиса подчинены задаче передать эмоцию? Обращение Нарушение логической стройности (местоимение она перед называнием предмета – звезда). Сравнение чувства гражданина с любовной страстью Мы слышим страстную речь, а не спокойные рассуждения. Поэт выражает пламенное, напряжённое, глубоко личное чувство.
Cлайд 12
Обобщим сказанное В романтической лирике А.С.Пушкина слово многозначно, за ним встаёт целый комплекс чувств яркой, исключительной личности. Слово превращается в символ, выражающий гражданские стремления поэта, такие же глубокие, как любовная страсть.
Cлайд 13
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой