Пушкин и Гете о языке Пушкин: Но есть у нас свой язык; смелее! – обычаи, история, песни, сказки и прочее Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов... Гете: Кто не знает иностранных языков, не владеет своим родным Чего мы не понимаем, тем мы не обладаем
Cлайд 7
Виссарион Белинский писал: "Если с кем из великих европейских поэтов Пушкин имеет некоторое сходство, так более всего с Гете, и он еще более, нежели Гете, может действовать на развитие и образование чувства"
Cлайд 8
Были ли они знакомы? Первое знакомство Пушкина с творчеством Гете произошло в Лицее с помощью друга и соученика — Кюхельбекера
Cлайд 9
В пушкинских письмах имя Гете появляется во время южной ссылки
Cлайд 10
Сходство Пушкина с Гете можно заметить в "Сцене из Фауста"
Cлайд 11
У Пушкина в « Фаусте» вначале было Деяние, а не слово
Cлайд 12
"Если (когда) я скажу мгновению: Но продлись (продлись же), ты так прекрасно! - тогда ты можешь заковать меня в цепи (наложить на меня оковы), тогда я охотно погибну! (буквально: охотно пойду в бездну!)"
Cлайд 13
"Тогда пусть пробьет колокол мертвых, тогда ты (Мефистофель) свободен от своей службы, часы пусть остановятся, стрелка опадет, и да пройдет (прейдет) для меня время"
Cлайд 14
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты.
Cлайд 15
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Cлайд 16
В отличие от Фауста Пушкин переживает "чудное мгновенье" без помощи дьявола
Cлайд 17
У Гете человека спасает Вечно Женственное Пушкину мистика Вечной Женственности чужда