К. Де-Местр. Пушкин-ребенок (1801-1802) ГОДЫ ДЕТСТВА (1799 - 1811) Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей препоручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы. Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
Cлайд 3
Родословная Пушкина.
Cлайд 4
В.Ф. Штейн. Пушкин-мальчик. 1810г. В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П.В. Анненкова, "внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову..." Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д.П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
Cлайд 5
Пушкин-лицеист ЛИЦЕЙСКАЯ ПОРА (1811 - 1817) 19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Были прочитаны манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Cлайд 6
С.Г. Чириков. Пушкин в юности, 1815г. Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе". В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.
Cлайд 7
Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны - офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П.Я. Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских обществ. В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Из самых ранних стихотворений сохранилась поэма "Монах". Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт".
Cлайд 8
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Cлайд 9
Т.А. Маврина, 1961г. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Cлайд 10
Словарная работа по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова черный. Укажите, какое из этих значений имеет оно и предложении. Она, черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку, И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Для справок:: Черный 1), Цвет сажи, угля. 2) Испачканный чем-либо, грязный. 3) Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства. 4) Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный. 5) Злостный, коварный, преступный.
Cлайд 11
Задание 2. Слово глубокий имеет значение: 1). Находящийся на значительной глубине от поверхности. 2). Очень сильный, достигший значительной степени. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокой, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора…
Cлайд 12
Задание 3. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется? Задание 4. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров.
Cлайд 13
Задание 5. К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы.
Cлайд 14
Задание 6. В приведенных ниже предложениях найдите: 1) повторение близких по смыслу слов; 2) постоянные эпитеты; 3) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Где нам встречались такие особенности?
Cлайд 15
Задание 7. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном русском литературном языке.
Cлайд 16
Р.И. Браиловская, 1914-1915гг. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи…
Cлайд 17
С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И красуясь говорила: "Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?"
Cлайд 18
Р.И. Браиловская, 1914-195гг. Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя.
Cлайд 19
Т.А. Маврина, 1961г. И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.
Cлайд 20
Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло.
Cлайд 21
Б.А. Дехтерев, 1949г. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.
Cлайд 22
И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: "Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима - Не досталась никому, Только гробу одному".
Cлайд 23
И.Л. Бруни, 1969г. Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили - и толпой Понесли в пустую гору,
Cлайд 24
А.Е. Земцов, 1881г. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой.
Cлайд 25
Фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».