«Ирина Андреевна Федосова – заонежская сказительница, имя которой вошло в энциклопедии, классические издания русского фольклора». В.П.Кузнецова
Cлайд 3
Чуткость к образному слову, восприимчивость к народной поэзии проявлялась у неё очень рано, но вполне определённо: «Я грамотой не грамотна, зато памятью я памятна; где что слышала - пришла домой, всё рассказала, быдто в книге затвердила, песню ли, сказку ли, старину ли какую»* А.И.Мошин. И.А.Федосова – великая народная поэтесса Заонежья.//Краеведческие чтения – 2007. Петрозаводск, 2007. с.7
Cлайд 4
Талант вопленицы Припевать и «свадьбы править» необычайно помятливая и одаренная девочка начала с малолетства еще в детских играх, где присутствовали свадебные сюжеты Усвоение приемов причитания у И. Федосовой началось со свадебных причитаний, так как в то время девочки проявляли интерес в первую очередь к тому, как причитывают на свадьбе. «Сама Ирина Андреевна говорила, что она впервые проявила себя как исполнительница причитаний именно в такой игре, когда причитывала «занарок», то есть понарошку», - утверждают В.П.Кузнецова и Ю.И.Ковырина. «С малолетства любила я слушать причитания; сама стала ходить с причетью по следующему случаю: суседку выдавали замуж, а вопленицы не было. Кого позвать? Думали-гадали, а всё-таки сказали: «Кроме Иришки некому»
Cлайд 5
И уже в юном возрасте она была признана в своей деревне лучшей причитальщицей. В 1850-м она стала первой вопленицей во всем крае. Слава её росла день ото дня, слушать её собирались целыми деревнями «В молодости ей честь и место в большом углу: что на свадьбах ли песнь запоёт- старики заплачут, на похоронах завопит- каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный»* * А.И.Мошин. И.А.Федосова – великая народная поэтесса Заонежья.//краеведческие чтения – 2007. Петрозаводск, 2007. с.8
Cлайд 6
С 1894 года начинается период наивысшей славы И.Федосовой. Известия о ней не сходили со страниц местных и столичных газет П.Т. Виноградов организовал выступления И.А. Федосовой в разных городах России. В 1895- 1896 годах состоялись встречи с талантливой сказительницей в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Петрозаводске. Приглашали Арину Андреевну и в Америку. «Туда она не поехала: стара уже стала да и не близко Америка»,- пишет К.В.Чистов в книге «Русские сказители Карелии»
Cлайд 7
Наследие И.А.Федосовой Федосова оставила огромное культурное наследие: более трех тысяч стихов. Значительную часть ее репертуара составляли плачи и причитания Но она исполняла песни (в том числе исторические), былины, сказки, поговорки, духовные стихи
Cлайд 8
Наследие И.А.Федосовой Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию, русскую оперу. Есть много свидетельств того, что Николай Римский-Корсаков, встречавшийся с Федосовой, использовал мотивы ее речитативов в опере "Садко". Ф.И. Шаляпин, когда увидел Орину Федосову, заметил: Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова, том числе и в его поэму «Кому на Руси жить хорошо». «Неподражаемо прекрасно сказывала эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о «его поездочках молодецких», о матери его, о любви. Передо мною воочию совершалось воскресение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».
Cлайд 9
Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова, который горячо воспринял книгу народной поэтессы «Причитания Северного края» и неоднократно делал из неё выписки. Плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке в поэме «Кому на Руси жить хорошо», как сказано в примечании самого поэта к этим строкам «взят почти буквально из народного причитания»…из плачей И.А. Федосовой.* *К.В. Чистов. Русские сказители Карелии: очерки и воспоминания. Петрозаводск 1980.
Cлайд 10
В 1872 году вышел первый том «Причитаний Северного края» , собранных преподавателем Петрозаводской духовной семинарии Е .В. Барсовым Проходит ещё десять лет, и, наконец, выходит второй том, в который вошли рекрутские причитания. Третий том, посвященный свадебным причитаниям, был напечатан в журнале «Чтение в Обществе истории и древностей Российских» в 1885 году. Записи от Федосовой впервые появились в русской печати в 1867году, когда ей исполнилось сорок лет.
Cлайд 11
Она возвратилась и снова отозвалась в благодарной памяти потомков. Издаются её произведения, книги и статьи о её жизни и творчестве. Именем Федосовой названа улица в Петрозаводске, Медвежьегорская районная библиотека и библиотека в с. Кузаранда. Установлена мраморная доска на здании бывшей Мариинской женской гимназии, где она выступала. карельский художник Георгий Стронк посвятил ей одно из своих полотен.