Анна Андреевна Ахматова Выполнила: ученица 11 класса МОУ Огорской СОШ Шаповалова Екатерина
Cлайд 2
Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” — вслед за “золотым”, пушкинским. Серебряный век отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характерных черт последнего — стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач, при этом новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением.
Cлайд 3
Многое в творческой судьбе Анны Ахматовой предопределило тяготение к классически-строгой и гармонично-выверенной традиции русской поэзии XX века. И прежде всего, огромное значение в формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное в Царском Селе, воспитание, данное в лучших традициях русской дворянской культуры. Царское Село — маленький город, где взросло так много больших поэтов. Его воздух пронизан поэзией Пушкина, Державина, Тютчева: Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть... Этим двустишием Ахматова сближает себя и тех, чьим гением творилась русская классическая поэтическая традиция. Биография Анны Андреевны Ахматовой
Cлайд 4
Семья Анны Андреевны Ахматовой Н. С. Гумилев, сын Анны Андреевны, А.А.Ахматова
Cлайд 5
Основные периоды творчества А.А.Ахматовой Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу. Послереволюционное двадцатилетие. «Третья слава» Ахматовой
Cлайд 6
I.Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу. Вхождение Анны Ахматовой в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее формировании знал, может быть, ее муж, Николай Гумилев. Ахматова почти не прошла школу литературного ученичества и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Хотя путь предстоял долгий и трудный. Ее первые стихи в России появились в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел и поэтический сборник «Вечер».
Cлайд 7
II.Послереволюционное двадцатилетие. Лирика послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась, вбирая в себя новые и новые, ранее не свойственные ей области, а любовный роман, не перестав быть главенствующим, все же занял в ней лишь одну из поэтических территорий. Однако инерция читательского восприятия была настолько велика, что Ахматова и в эти годы, когда обратилась к гражданской, философской и публицистической лирике, большинством воспринималась исключительно как художник любовного чувства. Но это было далеко не так.
Cлайд 8
III.«Третья слава» Ахматовой «Третья слава» Ахматовой наступила после смерти Сталина и длилась лет десять. (Анна Андреевна еще успела застать начало новой к ней подозрительности, длившейся два десятилетия). Это была слава не только всесоюзная, но и зарубежная. Ей вручена была в Италии литературная премия «Этна- Таормина», и в Англии присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета. В то время Анна Андреевна охотно общалась с молодой поэзией, и многие ее представители побывали у нее и читали ей свои стихи .
Cлайд 9
«…Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» А. Ахматова
Cлайд 10
Лирика Ахматовой развивает традиционные темы:
Cлайд 11
Тема - любовь Любовь - самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувств. Любовные мотивы в лирике Ахматовой представлены во всем их многообразии: встречи и разлуки, измены и ревность, самопожертвование и эгоизм любящих, безответная страсть и мучительное счастье взаимности. Для Ахматовой, как некогда для Тютчева, любовь — это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями: Их съединенъе, сочетанъе, И роковое их слиянье, И... поединок роковой. Особенности любовной лирики: использование сравнений; параллель с состоянием природы; передача чувств с помощью символов, деталей; все чувства на показ; психологическая глубина.
Cлайд 12
Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911 Царское Село
Cлайд 13
Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь- уходи. Много счастья уготовано Тем кто волен на пути. Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую,- Смерть придет поцеловать. Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же отчего же ты Лучше, чем избранник мой? Весна 1911
Cлайд 14
Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет. И эту песню я невольно Отдам за смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.
Cлайд 15
Тема - природа В стихотворениях Ахматовой не так много пейзажных описаний. Их особенности: состояние природы отражает внутреннее состояние лирического героя; пейзаж обычно лишь фон, лишь повод для рассуждения, для описания душевного состояния; использование излюбленного мотива классической поэзии -параллелизм происходящего в душе и природе.
Cлайд 16
Память о солнце в сердце слабеет. Желтей трава. Ветер снежинками ранними веет Едва-едва. В узких каналах уже не струится – Стынет вода. Здесь ничего никогда не случится,- О, никогда! Ива на небе пустом распластала Веер сквозной. Может быть, лучше, что я не стала Вашей женой. Память о солнце в сердце слабеет. Что это? Тьма? Может быть !..За ночь прийти успеет Зима. 30 января 1911 Киев
Cлайд 17
Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. 3 ноября 1910 Киев
Cлайд 18
Тема-поэт и поэзия Поэт и поэзия — тема, довольно распространенная. На эту тему любили размышлять русские лирики, ведь “поэт в России больше, чем поэт”. В творчестве А.А.Ахматовой эта тема приобрела особое своеобразие. Она пишет о приходе музы, о встрече и разговоре с ней.
Cлайд 19
Уединение Так много камней брошено в меня, Что ни один из них не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Взлетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанною мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. 6 июля 1914 Слепнево
Cлайд 20
Cлайд 21
Тема - Гражданская лирика Гражданская лирика — неотъемлемая часть творчества Ахматовой. Противопоставления “поэт” и “гражданин” для нее просто не существовало: поэт изначально должен быть со своей страной, со своим народом. Поэт “всегда с людьми, когда шумит гроза”, и этот тезис своего предшественника Ахматова подтверждает всем творчеством. Слова, призывающие героиню бросить свой край, “глухой и грешный”, оцениваются ею как недостойные высокого духа поэзии. Для Ахматовой, унаследовавшей великую традицию русской классики, веление долга превыше всего.
Cлайд 22
Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. Я говорю: «Твое несу я бремя Тяжелое, ты знаешь, сколько лет». Но для нее не существует время И для нее пространства в мире нет. И снова черный масленичный вечер, Зловещий парк, спокойный бег коня И полный счастья и тяжелый вечер, С небесных круч слетевший на меня. Но зоркой надо мною и двурогий Стоит свидетель. О! туда, туда, Туда по Подкапризовой Дороге, Где лебеди и черная вода. 3 ноября 1936
Cлайд 23
Тема - жизнь О жизни Ахматова пишет естественно и понятно. Она не выплескивает на читателя свои эмоции, не обнажает душу в порыве чувств, а “просто, мудро” повествует о пережитом. Особенности лирики: Чувство меры; Сдержанность; строгая законченность мысли. Все это характеризует лучшие образцы русской классической поэзии А.А.Ахматовой.
Cлайд 24
Ведь где- то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, теплый и веселый… Там с девушкой через забор сосед Под вечер говорит, и слышат только пчелы Нежнейшую из всех бесед. А мы живем и торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный. 23 июля 1915 Слепнево
Cлайд 25
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небои молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка, прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. Май 1912 Флоренция
Cлайд 26
Заключение. Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была прежде всего любовная лирика. Она действительно вписала в Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величавой психологической глубиной и точностью.
Cлайд 27
Cлайд 28
А.А.Ахматовой возведено множество памятников, что говорит о ее известности и славе Памятник А.А.Ахматовой в Москве Памятник А.А.Ахматовой в Питере Памятник А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилеву