Тема детства в рассказах Л.Н. Андреева «Петька на даче» и А.П. Чехова «Ванька» Цель работы: исследовать произведения русской классики в свете заявленной темы и сопоставить образы главных героев.
Cлайд 2
Задачи 1. Выявить сходства и различия в образах героев, в их судьбе. 2. Определить основные черты «маленького героя» и способы создания его характера. 3. Постараться понять, какие чувства испытывает автор, рассказывая о жизни своего героя.
Cлайд 3
Гипотеза: тема детства интересна многим писателям, так как «все мы вышли из детства», и нет никого , кто равнодушно наблюдал бы за тем, как складывается судьба «маленького героя» . Основные методы исследования: -сравнительно-сопоставительный, -контекстуальный анализ текстов произведений
Cлайд 4
Рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» – это рассказ – воспоминание и рассказ – мечта одновременно.
Cлайд 5
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
Cлайд 6
Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях. Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
Cлайд 7
Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» – это рассказ - событие. Его содержание – отдельный момент жизни мальчика. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода - пребывание на даче. Рассказ можно разделить на 3 части: Петька в городе. (Примерно 2,5 страницы.) Поездка на дачу. (4,5 страницы.) После возвращения с дачи.(1 страница.)
Cлайд 8
Два мира жизни Мир города Дача Деревья серые от пыли. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые лица, они бранятся. Тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа. Петька. Маленькая, сгорбившаяся в углу на стуле фигура. Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Похож на состарившегося карлика. Петька. Глаза перестали казаться сонными, морщинки исчезли, как будто по лицу провели горячим утюгом. Равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон. Мальчишеских дел оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее…
Cлайд 9
Ванька Петька различие Из родных только дед, Константин Макарыч, который никогда не навещает мальчика. Есть мать, Надежда, работает кухаркой, иногда приезжает навестить. Родился и рос в деревне. Родился и вырос в городе. Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея, барышня Ольга Игнатьевна, у которой она служила горничной, выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Грамоты не знал; «не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов»; нравилось беседовать с Николкой, который был постарше года на три Петьки. Учился сапожному ремеслу. Осваивал парикмахерское дело. Нянчит хозяйского ребёнка по ночам, не высыпается. Спал много и всё равно хотелось спать, часто казалось, что всё вокруг него неправда, а длинный и неприятный сон.
Cлайд 10
Сходство Одного возраста, примерно 9-10 лет; знают, что значит жить «в людях»; обучаются ремеслу и трудятся, получая зачастую тычки и побои; оба мечтают о возвращении в тот мир, в котором были счастливы; мечта вряд ли осуществится; лишены радостей детства.
Cлайд 11
Вывод Героями рассказов Л. Н. Андреева и А. П. Чехова становятся мальчики, «которым отказано в детстве». Несмотря на свой возраст, они уже знают, что значит жить «в людях», ведь в будущем придётся полагаться только на себя. Но будет ли у них это будущее? Вопрос открытый. Перед нами авторы, которые неравнодушны к судьбе своих героев. Они не могут в ней ничего изменить, но и молчать они тоже не могут и поэтому рассказывают об этом, понимая: действительность страшна, потому что она лишает ребёнка радостей детства.